Встретиться с детством можно в нескольких комнатках цокольного этажа старинного особняка

Встретиться с детством можно в нескольких комнатках цокольного этажа старинного особняка

Тринадцать лет и еще один месяц назад художник Александр Лавров впервые представил коллекцию своих игрушек на выставке «Игрушечный музей». Она имела фантастический успех. И  теперь в нескольких комнатках цокольного этажа старинного особняка на Большой Покровской, восемь, плотно разместились игрушки, которыми играли дети в течение последних ста лет.  

Ностальгия затягивает.

– Всерьез все началось с середины девяностых годов, – рассказывает художник корреспонденту «НН». – У меня как раз тогда дочка родилась, в 1995-м году. И я уже активно собирал игрушки, и рисовал их. Потом друзья привезли несколько игрушек, потом еще и еще, и вот они уже  стали копиться в каких-то таких невероятных количествах, так что хранить их просто в мастерской стало невозможно и нужно было понимать: либо дальше продолжать собирать их и где-то экспонировать, либо прекращать с этим делом. Я пошел по первому пути, и в конце 2010 года открыл первую выставку в «Кладовке». Туда хорошо ходили, были положительные отзывы. 

После выставка переместилась в соседний дом – филиал НГИАМЗ «Покровка, 8». Директор филиала, Ляля Николаевна Копылова, очень доброжелательно отнеслась к этой идее. Признаюсь, мы не планировали делать, эту экспозицию, долгой – ну, там, на месяц или на два, но выяснилось, что она очень востребована и популярна. Оказалось, что ностальгическая тема детства затрагивает очень интимные струны человеческой души. И мы продлили работу выставки на полгода. Затем еще на полгода. А люди идут, и чем дальше, тем больше... 

Лимон номер один.

– Александр, какая кукла у вас была самой-самой первой?

– В раннем детстве мама подарила мне Синьора Лимона. Сейчас он занимает свое место в экспозиции. Это полиэтиленовая кукла, которую сделала потрясающий 

художник Маргарита Вильямс. И был целлулоидный тигренок работы знаменитого Льва Сморгона, он достался мне от старшего брата. 

– Интересно, сколько сейчас экспонатов в музее? Хотя бы приблизительно, в тысячах? 

– Меня нередко об этом спрашивают, но я, честно, не представляю даже. Много. Хотя и не так много, как у Сергея Романова – великого коллекционера игрушек из Москвы, который может просто по щелчку пальцев сделать лучший музей игрушек в стране, но по объективным причинам пока этого не делает. Это чудесное везение, что музей-заповедник пошел мне навстречу, и в итоге родился мини-музей, где, как в капле воды, отражается вся история игрушки советской. И мы экспозицию все время дополняем, увеличиваем, по возможности меняем, сортируем и делаем выставки. 

Считаю, что игрушечный музей в той или иной мере можно сделать в небольшом любом городе. Просто пройтись по домам, собрать предметы. Скорее всего, супер­раритетов там не будет, а может, и будут, но в любом случае получится потрясающий экскурс в прошлое. 

Место Барби уже в музее.

– Как организуются тематические выставки? На основе фондов?

– Не всегда. Например, для выставки, связанной с железнодорожным транспортом, я целый месяц собирал деньги, а затем покупал железные дороги на всевозможных аукционах. На следующий месяц делал что-то другое: автотранспорт, кукол, целлулоид, настольные игры советской эпохи, героев сказок и мультфильмов, историю СССР через игрушки... новогодние различные, само собой. Всего, наверное, больше шестидесяти разных выставок было – я давно сбился со счета. И к каждой мне приходилось покупать новые предметы по той или иной теме, так что собралась серьезная музейная коллекция. Всю ее демонстрировать негде – места катастрофически мало. Поэтому пока продолжим тематические подборки. Сейчас, естественно, показываем новогоднюю экспозицию. 

После нее запланирована выставка роботов. Я покупал их по всему миру целый год и скупил, как мне кажется, всех советских роботов, мало того, еще и китайских. Китайских не в нынешнем смысле дешевого ширпотреба, а тайваньских, которые выпускались в 50-х, 60-х, 70-х годах. Японские роботы есть, много. Есть робот пятьдесят седьмого или пятьдесят восьмого года выпуска, мне его из Словении прислали. Вообще, эта тема роботов возникла после запуска первого спутника Земли, когда стало понятно, что люди в космос пока летать не могут и туда нужно роботов запускать. 

Еще в следующем году у нас предполагается выставка Барби. В этой теме я пока «плаваю», но она очень важна для меня. Помню, своей дочке покупал в магазине «Сказка» на площади Горького одну из этих кукол – они были ужасно дорогие, а на остальных кукол мы ходили просто смотреть. Мы ведь выставки делаем не только для пожилых зрителей, но и для всех, кто хочет вернуться в свое детство. Тем более, что это вполне себе самостоятельная тема позднего СССР: появление таких вот магазинчиков и  бум на Барби.

Мария Федотова. Фото Александра Воложанина.

Следите за нашими новостями в удобном формате