…И смотреть в чужие окна

…И смотреть в чужие окна

В праздничные дни, как только Нижний Новгород погружался в молочный сумрак, морозоустойчивые нижегородцы стекались в Заповедные кварталы. Там, заглядывая в разнообразно светящиеся окна первых этажей расселенных домов, можно было наблюдать как бы чужую жизнь – такую близкую и вместе с тем безвозвратно далекую.
Это – аудиовизуальная выставка «Соседи», работающая до первого февраля. Инсталляции из подлинных предметов прежних жильцов этих домов вкупе с особым светодизайном передают сложную гамму эмоций. Кажется, что хозяева вышли буквально на минуточку…

Художником-постановщиком выставки стал Александр Лавров, в качестве технического партнера выступило бюро «ЛЮМОС». 

Маршрут выставки: ул. Короленко, 30, 17, 15 и 18, ул. Славянская, 3 и ул. Студеная, 49/6.

Что же можно увидеть в окошках «деревяшек» Трехсвятского квартала?

Например, посверкивающую огоньками советской гирлянды новогоднюю елку. Шампанское и мандарины на столике; красный дисковый телефон, кресло с деревянными подлокотниками, торшер семидесятых годов. Кажется, что вот-вот в комнату войдет Женя Лукашин и под бой курантов наполнит бокал.

В окне дома, принадлежавшего крестьянке Прасковье Щелухиной, также картинка пасторальная, но картинка не быта одинокого интеллигента, а большой крестьянской семьи. На большом столе, накрытом белоснежной скатертью, гордо высится самовар, разложены угощения, чайная посуда, стены украшены фотографиями хозяев дома и многочисленной родни. Фото не семьи Щелухиной, но схожей с ней по описаниям. А вообще крестьянка Щелухина – личность загадочная. Каким образом молодая женщина из деревни вдруг приобретает большую благоустроенную усадьбу в городе и переезжает туда всем семейством?  Дополнительный интерес вызывает и сохранившееся на втором этаже усадьбы световое окно из стеклянных блоков Фальконье – конструкция, по тем временам модная и недешевая. 

Еще одно окно ведет нас в детскую примерно полувековой давности. Дощатый пол застелен восточным ковром, на потертом комоде будильник. Над железной кроватью – «плюшевый» коврик со слоном, под кроваткой скромно пристроился ночной горшок. 

– Думаю, многие нижегородцы, выросшие в старых домах, испытают ностальгию, – комментирует Александр Лавров.

А вот окно квартиры, в которой жил Эрнест Крутков. Он был фотолюбителем, и комната оборудована как фотолаборатория. Неизвестно, кем он работал, но очень любил фотографировать Нижний Новгород: природу, дома, улицы, памятники… и себя самого. На подавляющей части снимков, на фоне нижегородских достопримечательностей, фигурирует сам Крутков, то есть большинство его фотографий – селфи! Как смеется художник Лавров, «он знал, что в вечность берут не всех, и поэтому как следует подготовился».  Впрочем, значительная часть обширного архива еще не разобрана, и исследователей там может ожидать всё, что угодно.

В доме номер один по улице Славянской жил известный краевед Дмитрий Николаевич Смирнов. Сейчас это здание недоступно для посещения, и поэтому комната исследователя нижегородского быта обустроена в соседнем доме. Там – письменный стол со старой настольной лампой, старая печатная машинка и книги, книги, книги…

Ну и завершающая двухкомнатная инсталляция, по выражению художника Лаврова, – «настоящий блокбастер» из жизни Сергея Суслова и Веры Чижовой. 

В работе над экспозицией художнику существенно помог внук Сергея Суслова и Веры Чижовой Роман Суслов, кстати, проживающий в соседней квартире. Он предоставил сохраненные с давних времен предметы. И тут, пожалуй, нужно начать с велосипеда. Немецкого гоночного велосипеда 1920-1930 годов фирмы Gritzner. Вера Чижова была сельской учительницей и ездила на этом велосипеде из одной деревни в другую. Затем она перебралась в Нижний Новгород, где познакомилась с художником Сусловым, намного старше ее. Они поженились. В 1943 году Сергей отправился на фронт, а через месяц его не стало.

Вера больше не выходила замуж. В неприкосновенности она сберегла все, что осталось от супруга: картины, этюдник, кисточки, гуашь в залитых сургучом стеклянных банках. А еще она делала потрясающе жизнеподобные букеты, вырезая лепестки из тончайших тканей. Она прожила достаточно долгую жизнь, воспитала сына и продолжала учительствовать даже на пенсии.

Мария Федотова. Фото предоставлено "Заповедными кварталами".

Следите за нашими новостями в удобном формате