Завещание по-итальянски. Классическая опера получилась с киноэффектом

Завещание по-итальянски. Классическая опера получилась с киноэффектом

И снова премьера от нижегородской Оперы! Музыкальный раритет, одноактная опера «Джанни Скикки» Джакомо Пуччини дважды прозвучала в концертном Пакгаузе в минувшие пятницу и воскресенье. Обошлись без исторических костюмов и декораций, но результат получился с киноэффектом.

Плутовская дилемма.

Единственная камерная комедия, сочиненная Пуччини, поклонником больших драматических произведений, построена на комическом эффекте абсурда, присущего реальной жизни. Она начинается с того, чем обычно принято завершать романы – со смерти виновника событий, которого публика, к слову, так и не увидит. Рыдающие родственники, как это водится, мгновенно переругались, и уже не так скорбят об ушедшем в лучший мир покойнике, когда узнают, что тот оставил их ни с чем.

Изначально, по форме – это комедия масок дель арте, высмеивающая нравы богачей. А на нижегородской сцене – свежее прочтение классики, в концертном исполнении, в которой считывается ирония, и есть стиль, в традициях итальянского неореализма фильмов позднего Феллини. Те же преувеличенные эмоции, гротеск, минимум в палитре красок, светская одежда и карикатурное представление страстей человеческих, актуальных, что в XIII веке, что сейчас.

Поучительная, а по смыслу – крамольная история, в которой находчивый насмешник Скикки перехитрил судьбу, вступив в сговор с наследниками богатого покойника, стал обладателем имущества движимого (мула) и недвижимого (мельницы и дома), а также выгодно выдал дочь замуж. Происходящее превратилось в фарс, на радость зрителям. И ему за этот поступок не последовало никакого наказания? Чудеса, да и только! Но в них без оглядки веришь в волшебные январские вечера.

Дирижер Федор Леднев вместе с оркестром La Voce Strumentale Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А.С. Пушкина стал полноправным соучастником театрализованного процесса. Чередуя довольно громкие бравурные пассажи с деликатным пиано, они подарили поклонникам оперы незабываемые впечатления. Места на пакгаузной сцене для вокалистов оставалось совсем немного, но находчивые певцы захватили в постановке часть зала – в проходах и перед первым рядом партера.

Центральный персонаж, приводящий в движение сюжет, бесстрашный Скикки, в мастерском исполнении баритона Константина Сучкова – провинциал среди манерных «сливок общества», но вовсе не простак. Он без них легко обойдется, а вот они, в душе презирая незаменимого шельмеца, самостоятельно с криминальным делом не справятся. Соглашаясь со всеми, паук плетет свою интригу.

В чем же правда?

Для современных слушателей это сочинение Пуччини, главным образом, известно благодаря популярной арии дочери Лауретты, с которой блестяще справилась сопрано Венера Гимадиева. Единожды за час действие прерывалось, чтобы поблагодарить ее за наслаждение, полученное от исполнения партии. Ей удалось показать не юную, как у автора, но зрелую и страстную любовь ее лирической героини к  трепетному Ринуччо (Владимиру Куклеву) – их дуэт украсил вечер.

Многочисленная итальянская семья Буозо: двоюродная сестра Дзита (Карина Хэрунц), племянник Герардо (Сергей Писарев) с женой Неллой (Светлана Ползикова), зять Беттоди Синья (Сергей Теленков), кузен Симоне (Максим Орлов) и его сын Марко (Илья Ткач) с женой Чьеской (Дарья Пичугина) – колоритные персонажи, свита, но каждый со своим характером. Как и примкнувшие к ним сапожник Пинеллино (Евгений Фан) и красильщик Гуччо (Евгений Икатов), все они становятся свидетелями на оглашении нового завещания, продиктованного переодетым Скикки. Нотариусу Амантио ди Николао (Алексей Кошелев) останется лишь засвидетельствовать «последнюю волю» хозяина, получив хорошую награду. В тщеславной уверенности остался и доктор Спинеллоччо (Виктор Ряузов), воистину узрев, что его пациенты не умирают!

На решение высшего суда уповает Джанни, в финале напрямую обращаясь в зал: какой вы вынесете для меня приговор – порицание или прощение? А может, те, кто призвал плута на помощь, чтобы не отдать богатство законному наследнику – церкви – куда более «достойны» гореть вместе с ним (а то и вместо него) в аду? 12+

Ольга Плаксунова. Фото Ирины Гладунко, предоставлено театром. 

Следите за нашими новостями в удобном формате