Одним из первых пропагандистов уникальной хохломской росписи был молодой газетчик Максим Горький

Одним из первых пропагандистов уникальной хохломской росписи был молодой газетчик Максим Горький

Одним из первых пропагандистов, почитателей и ценителей уникальной хохломской росписи, известной теперь на весь мир, был молодой газетчик Максим Горький, сотрудничавший с «Нижегородским листком». Многие свидетельства тому хранятся сегодня в краеведческом музее Ковернинского района. Любопытные подробности поведал нам глубоко изучивший историю родного края заслуженный работник культуры, председатель районного отделения общества «Нижегородский краевед» Иван Харичев.
Приукрасили или воспели?
Поначалу, увидев впервые живописные завитки золотого письма по дереву, будущий пролетарский писатель улыбнулся: слишком уж приукрашенными показались ему картины ягодных и цветочных полян в их сказочном, узорчатом исполнении. Будто по окну провел волшебной кистью кудесник-мороз: летящая мягкая кисточка, словно перышком, вырисовывала небывалые узоры - тонкая кудрина, славянская вязь, переплет, травное письмо…
В поездке за материалами для «Нижегородского листка» писатель выяснял положение дел: почему ковернинские мастера попадают в кабалу к скупщикам и вынуждены отдавать им свои изделия по очень низкой цене? Почему уникальные, созданные руками кустарей-умельцев произведения продавцы толкают на выставках, получая сами за них награды? Пытал мастеров корреспондент Пешков и на промышленной художественной выставке в Нижнем. Изучал суть и проблемы народного творения, беседуя с кустарями и продавцами.
Попадает писатель на Городецкое торжище, ходит по щепному ряду сияющей хохломской посуды.
- Кто расписывал товар? - спрашивает.
- Да сам и расписывал, - сознается молодой мастер Федор Красильников, перенявший письмо от деда. - Сейчас вот сбываю за бесценок.
Горький взял в руки узорную чашу, покрутил, похвалил диковинные цветы и травы и решил «прощупать» художника:
- Не кажется ли тебе, братец, что твое искусство однозначно идеализирует нашу жизнь? - спросил он. - Дескать, все устроено под небесами гладко и красиво, и нет в мире никакого зла?.. Не потому ли не покупают твой товар?
Мастер, ставший в дальнейшем известным художником, вспоминал, что ответил достойно:
- Мы всю эту темную силу в кулаке держим: вот глянь на нашу роспись, мерзость жизни у нас изображена черным фоном, а на него мы наносим яркие узоры, как бы запираем темную силу под замки, не даем пустить
всходы в сознании человека... Вот так, мой барин, зло и доброта идут рядом, держась за ручку, а порой силу добра не познать, если бы его не оттеняло зло.
Горький в ответ лишь обнял Федора Красильникова. С той встречи и началась дружба двух талантливых нижегородцев - писателя и художника. И день за днем все больше открывались земляку-литератору тайны векового «рукомесла», кустарного художества.
Гнездовье жар-птицы
Там, где берут начало две великие старообрядческие реки Керженец и Узола, раскинулся живописный уголок лесного Заволжья - ковернинский край. Именно здесь появилась впервые золотая хохлома. На официальной карте государства Российского впервые отражена была среди зеленого пятна лесов башенка с надписью «Хохлома». Здесь, у стен маленькой крепости, издавна торговал люд своей расписной посудой. Еще в XV веке первые изделия по судоходной Узоле доставлялись в Нижний, а оттуда по Волге в Среднюю Азию и Персию. Через городок Архангельск они попадали в Европу. По сей день в селе Хохлома имеется улица М.Горького, и связь своей земли через промысел с писателем известна землякам. Среди знаменитых имен мастер Федор Бедин, педагог, наставник художников, основатель ковернинской школы «травных мастеров» и хранитель традиционных приемов письма и обработки изделий. Он был учеником знаменитого мастера Красильникова. Потом эстафету переняла ковернинская фабрика, к сожалению не выжившая в годы перестройки.
- По многим устным и письменным свидетельствам мы знаем, что Горький с детства любил промыслы как уникальное изделие рук простых мастеровых людей, - рассказывает краевед Иван Харичев. - Он называл их свободными от чужих веяний. Есть воспоминания и мемуары, из которых следует дружба писателя с хохломскими мастерами. Обладая мудрой прозорливостью, Горький замечал, что хохлома лишь на первый взгляд может показаться простой и незамысловатой, на самом же деле она скрывает в себе глубинные метафоры русской ментальности, языческие славянские символы, выраженные оригинальной художественной техникой, частично перенятой у русских иконописцев.
В XVIII веке кустарь-самородок из деревни Бездели Михаил Красильников по заказу царского двора изготовил большой круглый стол с рисунком, изображающим крестьянское утро. Говорят, за сим столом государь принимал иностранных послов. Дипломы и дары, почетные медали, среди которых подарок от императрицы М.Ф.Романовой, - чего только не заслужили художники Красильниковы, потомки Михаила Ивановича. В 1913 году Федор Красильников получает традиционный презент монархов - золотые часы «за высочайшее искусство». А когда в том же году в Петрограде за расписную мебель мастер получил золотую медаль, свидетелем его триумфа был наш пролетарский писатель. Вспоминают, как он подошел, обнял друга, радостно заметив:
- Ну, теперь ты, Федор, кум королю!
И даже в те времена высшая награда не могла облегчить участь талантливого кустаря: он по-прежнему за гроши расписывал мебель для кулака-скупщика Кудряшова.
Аромат таланта
В 1916-м начался путь росписи в семеновский край Нижегородской области. Опять же по рекомендации Горького в школу художественной обработки дерева отправили мастера Федора Красильникова. Со своей артелью уже после революции, при содействии другого художественного деятеля тезки Федора Хитровского он готовит А.М.Горькому подарок к 60-летию: полный комплект обстановки для кабинета - шестьдесят расписных предметов, по одному на каждый год. Все это кучей посылок отправили в Сорренто. Там жил писатель в те годы. Горькому подарок понравился. Целыми днями он присматривался, даже принюхивался к расписным предметам: «Ай да чудо-богатыри!» Это духовное питание, говорил писатель, лучше всего действует на здоровье.
Судьба многих вещей, подаренных Горькому мастерами хохломы, уже неизвестна. Часть коллекции раздарена писателем ученым и коллегам из Европы, приезжавшим его навестить. Зато сохранилось и передано музею «Домик Каширина» уникальное блюдо, которое Федор Красильников назвал «Мальвой» - расписанное под впечатлением горьковского одноименного рассказа. В государственном музее А.М.Горького бережно хранятся старинные работы мастеров деревни Хохлома. А в наши дни о знаменитом промысле ковернинцы рассказали в электронной книге, названной ими созвучно неповторимым сказочным узорам - «Гнездовье жар-птицы».
Вера ЧЕБОТАРЕВА.
Автор благодарит за содействие в подготовке материала председателя Ковернинского районного отделения общества «Нижегородский краевед» Ивана Харичева.

Кстати
ЮНЕСКО решило включить юбилей Максима Горького в список памятных дат на 2018 - 2019 годы.
Как информирует пресс-служба главы региона со ссылкой на официальный твиттер-аккаунт Министерства культуры РФ, перечень памятных дат был утвержден на 39-й сессии ЮНЕСКО в Париже. Кроме 150-летнего юбилея Максима Горького, в списке, содержащем 48 значимых дат, значатся также 200-летие Ивана Тургенева и 100-летие Александра Солженицына, 500-я годовщина смерти Леонардо да Винчи, 100-летие со дня рождения Нельсона Манделы, 500-я годовщина первого в истории кругосветного путешествия, совершенного Фернаном Магелланом и Хуаном Себастьяном Элькано.

Следите за нашими новостями в удобном формате