Архивные документы рассказывают, как родовое поместье стало музеем

Архивные документы рассказывают, как родовое поместье стало музеем

В родовом имении великого поэта Александра Сергеевича Пушкина нам кажется, что так было всегда: красивая усадьба, чистенькие благоустроенные хозяйственные постройки, часовня Архангела Михаила, построенная еще дедом Александра Пушкина в 1791 году церковь Успения Пресвятой Богородицы… Но нет, оказывается, еще в XX  веке в ныне роскошном господском парке вскапывали огород. 

И дело тут вовсе не в отсутствии любви к «солнцу» русской поэзии. Скорее, наоборот. Торжественно открытый в 1949 году музей в Болдино работал на хозрасчете, а его немногочисленные сотрудники зарплату из бюджета не получали. И чтобы прокормиться, один из уголков сада превратили в огород, где сажали овощи. Продукты затем продавали, от этой деятельности получали доход. 

- А как же иначе, - объясняет руководитель Комитета по делам архивов Нижегородской области Борис Пудалов. - Если бы энтузиасты не взялись за восстановление усадьбы, ее сейчас не было бы. 

Причем инициаторами сохранения усадьбы, где почти полгода жил и написал рекордное количество - 60 - произведений Александр Пушкин, стали после Октябрьской революции, в 1918 году, крестьяне. Они на сходе приняли решение разместить в заброшенном барском доме школу. 

- Конечно, дом к тому времени уже был перестроен, - говорит главный архивист. - Дело в том, что после гибели поэта село Болдино отошло к его дальним родственникам, а они использовали усадьбу под свои нужды. К концу XIX века она пришла в запустение, и праздновать юбилей со дня рождения поэта на рубеже XIX и XX веков было сложно. 

И только к 100-летию гибели Пушкина, в 1937 году, по старинной русской традиции принято было решение почтить память гения русской поэзии: открыть мемориальную доску и поставить памятник. А чтобы сделать в усадьбе музей, решено было построить в селе школу, куда и перейдут учиться болдинские дети. 

- В то время Большое Болдино было обычным рядовым селом. Там не было ни клуба, ни Дома культуры, негде было посмотреть кино, поэтому болдинцы обратились в Горьковский обком партии с просьбой  выделить необходимые средства. И обком поддержал эту просьбу, - рассказал Борис Пудалов. 

По его словам, инициатива по созданию музея-заповедника шла и сверху, и снизу. Мнения жителей и руководства сошлись. Тогда же была сохранена церковь Успения Пресвятой Богородицы, где разместили библиотеку и кинотеатр. К тому времени культовое сооружение было разрушено на треть. 

Интересно, что работы по созданию музея не прекращались и во время Великой Отечественной войны. В 1944 году шла реставрация и господского дома, и благоустройство парка. 

- Никогда не надо сетовать на трудные времена, - отмечает руководитель Комитета по делам архивов Нижегородской области. - Думаю, в то время людям было не легче, но культура была выше. А когда она на высоте, трудности можно преодолеть. 

Именно начитанность советских людей позволила создать такой музей, который имеется теперь в селе Большое Болдино. А в 80-е годы окончательно сформировалась традиция отмечать праздник поэзии «Болдинскую осень». 

Любопытно, что и сам бренд Пушкин - наше все - стал формироваться только в советское время, когда началась культурная революция и проснулся интерес к его произведениям. После гибели поэта почитал лишь узкий круг людей, остальные знали его как воспевателя женских ножек и сказочника. Гражданскую поэзию Александра Сергеевича в учебных заведениях не преподавали. 

Светлана МУРАТОВА. Фото автора.