Столичные критики придирчиво оценили нижегородские «Премьеры сезона»

Столичные критики придирчиво оценили нижегородские «Премьеры сезона»

В течение минувшей весенней недели в Нижегородской области проходил областной фестиваль-конкурс «Премьеры сезона». Столичные арт-критики посещали новые спектакли и отсматривали видео. Всего их взыскательному взору было представлено 14 свежих и относительно свежих постановок.
Увы, как отметил председатель правления Нижегородского отделения СТД РФ Сергей Кабайло, эпидемия внесла коррективы. Из-за болезни ведущего актера не смогли поучаствовать в «Премьерах сезона» «Сыщики», едва увидевшие свет рампы на сцене театра «Комедiя».
И вот в прошедший четверг корифеи жюри - профессор, доктор искусствоведения, председатель диссертационного совета ГИТИСа Нина Шалимова (Москва) и историк театра, театральный критик, эксперт премий «Золотая маска», «Золотой софит», «Монокль» Алексей Пасуев (Санкт-Петербург) обнародовали итоги фестиваля и рассказали журналистам о своих впечатлениях.

Традиции или архаика?
Поначалу гости, как водится, слегка раскритиковали нижегородских служителей Мельпомены за некоторую «архаичность». Пожурили театр юного зрителя и учебный театр НТУ за неорганичное владение современным арсеналом театральной выразительности. Впрочем, попытки говорить с юным зрителем на близком ему языке гаджетов были благосклонно приняты.
В своем стремлении к новым театральным горизонтам Алексей Пасуев покритиковал аншлаговую премьеру камерного музыкального театра «Небесный тихоход». Что характерно, «попало» не постановке, а собственно мюзиклу, написанному любимым учеником Соловьева-Седого - Марком Самойловым.
- Я с удивлением узнал, что эта опера написана в девяностом, кажется, году, в то время как по своей мелодике и тексту она производит впечатление чуть ли не ровесницы того самого знаменитого фильма с Крючковым, Меркурьевым и Раневской, - произнес знаток не слишком одобрительным тоном.
Но нет такой бочки дегтя, в которой не содержалась бы хоть небольшая ложечка меда. В качестве общего итога было отмечено, что все нижегородские театры друг на друга непохожи и имеют свое «выражение лица», что есть безусловный залог будущего развития.
«Тварь» в одном ряду с «Корсаром»
Итак, лучшей премьерой сезона признали работу театра музыкально-пластической драмы «Преображение» - провокационный спектакль «Тварь 5.8.7.6/2» (постановка Сергея Топкова) по пьесе Виктора Понизова «Аз есмь тварь». Актер Сергей Еремин за роль Плохого получил диплом «Творческая удача».
Центр театрального мастерства получил спецприз жюри «За творческий риск в освоении современной драматургии» в связи с постановкой Бениамина Коца «Колхозница и рабочий» по пьесе Михаила Чевеги. Диплома «Творческая удача» за роль Колхозницы удостоилась актриса Екатерина Беляева.
Также «Творческой удачей» были отмечены Ирина Сташкова (роль Тетушки) и Андрей Логинов (роль Василия) в спектакле «Обыкновенная история» детского театра «Вера».
Нижегородский театр драмы поучаствовал в фестивале с «Тарасом Бульбой», поставленным маститым Олегом Липовецким в суровом плакатном стиле. Несмотря на то, что о спектакле в целом сказали немало хорошего, награждали актеров - сразу троих. Диплом «Творческая удача» получили Сергей Блохин (за роль Тараса Бульбы), Олег Шапков (за роль Кирдяги) и Евгений Зерин (за роль Янкеля). Но строгая Нина Шалимова таки попеняла Сергею Блохину за беззастенчивое использование актерского обаяния.
«Корсар» - декабрьская премьера театра оперы и балета - принес «Творческую удачу» и премию всему коллективу. Эта яркая, необычная, роскошная постановка впечатлила театральных критиков безоговорочно.
Мария Пантелеева. Фото Александра Воложанина.