История в картинках

История в картинках

Недавно при ограниченном круге гостей открыл свои двери выставочный зал «Покровка, 8», с ноября прошлого года  находившийся на реконструкции. В преддверии 800-летия Нижнего Новгорода на двух этажах филиала музея-заповедника открылась экспозиция «Царственно поставленный город», посвященная истории города-именинника. 

Интересен всему миру

– Новая выставка познакомит жителей и гостей города с уникальными экспонатами, многие из которых были созданы специально для этой экспозиции, – отметила заместитель министра культуры Нижегородской области Елена Лупина. 

Оказывается, сто с лишним лет назад в Нижнем Новгороде планировалось выстроить тоннель под Волгой, а на Мещере предполагалось обустройство гавани.  А нижегородец Вячеслав Хуртин – страстный любитель механизмов и инструментов, мастер на все руки и директор Технического музея, оказывается, еще и собиратель старинных гравюр. Накануне открытия корреспонденту «Нижегородских новостей» об этом и многом другом рассказала старший научный сотрудник музея-заповедника Елена Кузнецова.

– В основной экспозиции около шестидесяти подлинных гравюр и литографий мастеров XIX–XX веков из частной коллекции Вячеслава Хуртина, – говорит Елена. – Все они – в прекрасном состоянии: прежде чем экспонировать те же механизмы, Вячеслав Викторович обязательно вычистит их, отремонтирует и приведет в рабочее состояние. То же с гравюрами. В свое время он переехал в Нижний Новгород из Кинешмы, горячо полюбил Нижний, стал интересоваться его историей и закономерно задался вопросом: как же Нижний Новгород выглядел до фотографий Карелина и Дмитриева?  И вот уже много лет Вячеслав Викторович  собирает документы, карты, книги и гравюры, посвященные истории Нижнего Новгорода и области, участвуя в аукционах и ведя переговоры с частными лицами. В определенном смысле это увлечение идет из детства: отец Вячеслава увлекался гравированием. 

Вот гравюры Дмитрия Быстрицкого.  Удивительного таланта был человек! Штатный военный, он рисовал для души пейзажи, городские виды. Судьба свела его с Василием Тиммом, издателем «Русского листка», а через Тимма – с нижегородским губернатором, который высоко оценил рисунки и высказал пожелание, чтобы они вошли в состав книги о Нижнем Новгороде. Писать текст Быстрицкий, естественно, не решился – и отправился по этому вопросу к Николаю Храмцовскому. Так родился «Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода» – альфа и омега нижегородского краеведения.

Нередко заглядывали в Нижний Новгород иностранцы, которым все было внове и в диковинку… и, конечно, гостей не оставляли равнодушными великолепные ландшафты. Писали они порой на свой вкус, добавляя или меняя местами на свое усмотрение деревья, здания и колокольни. Особенно Нижний любили рисовать французы. Как, например, Чарльз Барбант. Он учился у Гюстава Доре и прославился, в частности, тем, что иллюстрировал фантастические повести Жюля Верна. Сам писатель в Нижнем Новгороде не бывал – но увековечил его на страницах романа «Михаил Строгов». А работы Брабанта представлены в «Покровке, 8».

Юный Лоуренс Олифант рисовал Нижний Новгород, путешествуя по России, затем написал и издал книгу. Многое его восхищало, а кое-что – огорчало. Например, крепостное право. Художник считал, что крепостные отношения задерживают страну в развитии.

О художниках безвестных

Выставка открывает полузабытые имена. Вот, например, Михаил Настюков. Об этом знаменитом фотографе второй половины XIX века сегодня известно не слишком много. А Настюков – московский мастер, приближенный к императорской семье. С 1869 года открывал салон в Нижнем Новгороде, на Ярмарке и в доме Голикова на Большой Покровской. В его мастерской начинали подмастерьями и познавали азы будущей профессии Карелин и Дмитриев.

Вот работы братьев Чернецовых – уроженцев города Лух Костромской губернии, воспитанники Санкт-Петербургской Академии художеств. У Пушкина в кабинете висел пейзаж работы Никанора Чернецова. Путешествуя по Волге, братья создали уникальное произведение – панораму волжских берегов длиной 746 метров под названием «Параллель берегов Волги». Неспешно вращаясь на специальных цилиндрах, чудо-картина находилась за окном особой комнатки, напоминающей каюту, и создавала для «пассажира» иллюзию путешествия.

Еще одно имя в истории – балахнинец Василий Рыбинский. Он был крепостным Шереметевых. Талантливому юноше дали вольную, и он отправился учиться в столицу, где его работы произвели фурор и были приобретены для царской фамилии. Получив стипендию, Рыбинский, как и подобает лучшему воспитаннику Академии художеств, отправился стажироваться в Италию. Но его новые работы критика приняла холодно. Через два года его и вовсе объявили формалистом… После столь уничижительной оценки история обрывается: о Рыбинском больше ничего не известно.

Посещение выставочного зала «Покровка, 8» проводятся с соблюдением требований Роспотребнадзора и по предварительной записи по телефону 8(831) 282-25-38. Музей работает ежедневно с 11.00 до 18.00 кроме понедельника. 6+

Мария Федотова.

На фото: Макет Нижегородского кремля, выполненный на основании данных Писцовой книги 1621-1622 годов.