Нижегородский театр юного зрителя готовит премьеру

Нижегородский театр юного зрителя готовит премьеру

Премьера спектакля «Прощай, конферансье» должна была состояться весной, поскольку посвящена она 75-летию Победы нашей страны в Великой Отечественной войне, но, по понятным причинам, работа над спектаклем затянулась еще на полгода. Мы побывали на его закрытой сдаче, еще до открытия нового театрального сезона после карантина.

 За это время в театре появился новый главный режиссер Алексей Логачев, который помог советами в становлении этой постановки на финальном этапе. Кстати, несколько лет назад он работал в литературном отделе ТЮЗа, а еще ранее, в период учебы в университете им. Лобачевского, был студийцем студенческого театра ННГУ, руководили которым режиссер спектакля Ирина Страхова и актер Игорь Авров – исполнитель главной роли.

Повествование в пьесе Григория Горина начинается с воспоминаний внука о легендарном деде, потомственном конферансье Николае Николаевиче Буркини, благородно воплощенного Евгением Калабановым, а сюжет разделен на две части: мирную и оккупационную. В первой – довоенной – действие разворачивается преимущественно за кулисами театра или Дома культуры, где конферансье Николай Буркини-старший ведет эстрадный концерт. Весь день на сцене – это про него, в самом прямом смысле. Но это не солист, которому дарят охапками цветы поклонницы, а скромный человек дела. И настоящий друг, который готов пожертвовать собственным отпуском, чтобы спасти товарища – автора миниатюр Лютикова (его играет Дмитрий Соколов), вытянув его из пике депрессии после разгромной статьи в газете. Эта жертвенность и бескорыстная преданность станут ключевыми качествами в судьбе Буркини, предрешившими финал его жизни.

Все складывается в единый калейдоскоп воспоминаний: быт коммунальной квартиры, страх перед жалким соседом, претендующим на твои квадратные метры, и жизнь советской богемы – артистов, дарящих иллюзию счастья, но таких же беззащитных людей, как и зрители в зале. А пока их веселит и беспокоит вопрос, кто за кем выходит в программе. Как скоро эти проблемы станут мелкими и пустыми…

О том, что все не так просто было в той жизни и о чем было не принято говорить вслух, мы узнаем на примере девушки Веры из Горького, студентки медучилища – ее образ создала Анна Сильчук. Она – поклонница певца Сергея Лемешева – приехала в Москву на один день, чтобы увидеть кумира на сцене, но вместо него встретила свою судьбу – немолодого и неизвестного конферансье – и твердо решила стать «буркинисткой». А он самоуверенно решил научить смеяться и раскрепостить этого резковатого бунтующего подростка, взяв шефство над новой подопечной, не подозревая о ее прошлом.

Вторая часть спектакля разворачивается в Белоруссии, где 22 июня выступают все те же артисты, но за время концерта, оказавшиеся на оккупированной территории. Только не драматический театр и спецэффекты, а театр военных действий, с пушками и самолетами, слышен за стенами. И персонажи выбывают из игры, умирая не по роли.

На контрасте с положительным главным героем автором не случайно выведен антагонист – клоун Отто, которому Николай Шубяков добавил манерность, напомнившую образ Пьеро Вертинского. Наш, но из «бывших», как говорилось тогда, принявший новые условия бытия. Пошловатый юмор его театра – покажем все, что угодно публике – неприемлем для принципиального человека, каким был Буркини. 

Комедия обернулась трагедией – изменился и жанр постановки. Главный монолог, о котором герой мечтал всю жизнь, стал прощальным, а шутки вызвали слезы. Но он – все тот же «мотор» действа, умело ведущий за собой зрителя к роковому событию. Роль конферансье – бенефисная, долгожданная и важная, безусловно, идеальна для Игоря Аврова. Не хватило спектаклю только аншлагового зала. 

Ольга Плаксунова. Фото предоставлено пресс-службой театра.