Искусство плаката. В авангарде графического дизайна

Искусство плаката. В авангарде графического дизайна

В НГХМ | ИСКУССТВО ХХ ВЕКА (площадь Минина 2/2) проходит выставка плакатов Дмитрия Рекина. Это невероятный, красочный мир фантазий и загадок, метафор и символов. В каждой работе они складываются в уникальный текст, и разгадать, рассмотреть его – большое эстетическое и интеллектуальное удовольствие. Корреспондент «Нижегородских новостей» задала художнику несколько вопросов о жизни и творчестве.

Больше, чем художник.

– Дмитрий, ваш отец – известный акварелист Владимир Рекин. Пожалуйста, расскажите о семье, о первых художественных впечатлениях, о годах учебы и учителях.

– Да, я родился в семье художника, и, сколько себя помню, всегда рисовал. Я обитал в творческой среде. Особенно сильный след во мне оставили пребывания с семьей в Гурзуфе. Там была легендарная творческая дача имени Коровина, и родители меня брали с собой в весенние или осенние каникулы. Море, запах кипарисов и масляной краски в мастерских, яркие цвета весеннего Крыма оставили во мне неизгладимые воспоминания. Отец – фанатичный художник, живущий миром искусства, и его влияние на меня оказалось решающим. У меня не было сомнений, кем быть – конечно же, художником! 

Я попал в первый набор на промдизайн ГИСИ, организованный легендарным нижегородским дизайнером Олегом Фроловым. Там я стал осознавать, что помимо художнической во мне есть и дизайнерская сторона, требующая структурности, четкости, логичности и многих прочих качеств. 

– Не раз видела ваши картины, а вот с плакатами познакомилась впервые. Где и как вы учились этому направлению искусства? Что вас вдохновляло? 

– К нам в институт пришел преподавать Алексей Ромашин, тогда молодой специалист, окончивший харьковскую школу – одну из лучших на постсоветском пространстве. Первые плакаты и работы по типографике мы делали на его занятиях. 

Меня все это сильно увлекло. Именно тогда я стал чувствовать, что моя сторона – это графический дизайн. Но понимание плаката пришло значительно позже, когда, живя в Москве, увидел работы международной биеннале «Золотая пчела». 

Учился я на выставках и у коллег дизайнеров на примерах их работ, в беседах с товарищами-плакатистами. Просто незаменимыми были встречи и беседы с Игорем Гуровичем, Петей Банковым, Юрой Гулитовым, а знакомство с Сергеем Ивановичем Серовым оказалось для меня во многом переломным, его поддержка и наставническая помощь стали отправной точкой для меня в плакате. Главным вдохновителем, как и для большинства начинающих плакатистов того времени, была польская школа плаката, потом уже стали вдохновлять французы и швейцарцы, и наши российские современники.

– Сколько всего плакатов вы создали? Быть может, у вас есть работы, особенно вам дорогие; награды и победы, которые для вас особенно ценны?

– Точно о количестве не скажу; наверное, около трехсот. Каждый плакат был важен и дорог в свое время. Но есть ряд работ, которые можно выделить особо. 

Это серия плакатов для кафе «Мокроусов», окунувшая меня в мир светлой советской музыки, наивной душевности, ярких красок и эмоций. 

С серией «Достоевский» я погрузился в мир писателя, в его тяжелую судьбу, переживания и душевные терзания. 

Важной стала серия для театра «Кадр», за которую я получил 1-ю премию на Международной биеннале в Боливии и премию на Московском конкурсе плаката; эта работа также была выставлена на престижнейшем фестивале во французском Шомоне. 

В 2015 году я получил свою первую крупную награду, 1-ю премию на Международной триеннале эко-плаката «4-й Блок» в Харькове за плакат «Ад Данте – здесь и сейчас», сделанный вручную в технике линогравюры.

На языке метафор.

– Если говорить именно об искусстве плаката, многие видят исключительно верхнюю часть айсберга – как то афиши, наружная реклама... Тем временем существует обширный мир плаката «ради творчества», который, скорее всего, никогда не будет выполнять прикладную пропагандистскую роль. Каково соотношение плаката утилитарного и «ради искусства» в вашем творчестве?

– Плакат в любом случае выполняет некую «пропагандистскую» функцию. Если это плакат не коммерческий, не рекламный, то в нем автор может призывать обратить внимание на какую-то социальную, злободневную проблему, рассказать о своих переживаниях и так далее. Первая в России Международная выставка плаката состоялась в конце XIX века. На ней были представлены такие европейские мастера, как Жюль Шере, Анри де Тулуз-Лотрек, Альфонс Муха и многие другие. И тогда стало понятно, что плакат – это не просто рекламное объявление, а произведение искусства. В двадцатом веке плакатные выставки развивались, появлялись фестивали, проводились биеннале. На них художники-дизайнеры демонстрировали свое мастерство, передовые технологии и новаторские приемы. 

Плакат всегда был в авангарде всех современных тенденций в графическом дизайне. Он является вершиной мастерства, где проявляются способности автора в работе со сложной композицией, формой и типографикой, в способности выражения личного взгляда на поставленную задачу, ее четкого воплощения. Плакат стал сложноструктурным произведением, частично уйдя с улиц в выставочные залы и заняв там свою нишу в качестве отдельного жанра современного графического искусства. В моем списке работ не так много коммерческих плакатов, да и те, в основном, работы культурного направления: театральные, концертные, выставочные.

– Плакат – он вообще зачем? Долгое время я лично воспринимала плакат как источник безусловного эмоционального посыла, мгновенно считываемого чуть ли не на уровне рефлексов. Но в одном из интервью вы говорили, что сознательно насыщаете плакаты различными деталями, чтобы зритель постоял, подумал, быть может, решил какой-то ребус. Каков ваш месседж?

– Изначально плакат и был придуман как яркий, краткий посыл прохожим с целью привлечь внимание к рекламируемому событию. Во многом эта функция сохранилась. Но все имеет развитие, формы и содержания усложняются. Человеческий мозг так устроен, что ему надо развиваться: не может человек стоять на месте, а для творчества это вообще смерть. Визуально даже сложноструктурные мои работы воспринимаются единым цельным образом, а потом уже в них начинают обнаруживаться детали, в которых кроются свои маленькие истории, метафоры. Мне нравится создавать многоуровневые истории, в них я веду диалог со зрителем. Так что для меня плакат – это не просто рекламный лист, но часть моего мира, моих переживаний, которые я показываю людям.

Выставка работает до 3 сентября. 6+

Мария Федотова.

Следите за нашими новостями в удобном формате