Алиса: версия 20.23. ТЮЗ из знакового произведения решил сделать что-то свое, новое

Алиса: версия 20.23. ТЮЗ из знакового произведения решил сделать что-то свое, новое

Нижегородский театр юного зрителя готовит впечатляющий оригинальностью спектакль «Тайна третьей планеты», поставленный по мотивам одноименной повести писателя Кира Булычева. Премьера запланирована на ноябрь, но мы побывали на закрытом показе и готовы рассказать, что ждет зрителей.

Путь Героя.

Постановки этой фантас­тической истории на российской театральной сцене, вообще, прежде были единичными, поэтому сделать сегодня спектакль по такому знаковому произведению – поступок смелый и даже дерзкий, и априори заслуживает уважения. Но было и опасение, с немалой интригой, из-за популярности мультипликационной экранизации, которую знают абсолютно все – ведь если и браться за «Тайну третьей планеты» сейчас, то сделать нужно что-то свое, новое.

Режиссер Владимир Данай с этой задачей справился – путешествие нижегородской версии Алисы и экипажа «Пегаса» вас точно удивит. Но понять, чем, кроме эффектной визуальной составляющей, наполнил он этот спектакль и почему было выбрано именно такое решение образа главной героини, оказалось сложной задачей. Казалось, что главная цель заключалась в том, чтобы не повторять любимые всеми образы – не делать копирующий перенос, закрепившийся в отечественной культуре, – максимально от них абстрагироваться.

Подобно древним легендам, с появления на свет героя мифа – в нашем случае робота-андроида, в серебристом облегающем костюме и белом парике – начинается представление. Теперь Алиса – это не любознательный рыжеволосый, веснушчатый ребенок, познающий мир, каким мы ее привыкли знать, а физически развитый подросток (по книге ей 13 лет) – человекоподобная безэмоциональная машина, в которую заложена энциклопедическая операционная система капитаном корабля Зеленым (в исполнении Ивана Пиляв­ского).

Актриса Анна Энская повторяет рисунок механистичных движений, но только в самом начале, пока Алиса учится ходить и быть похожей на человека, и в итоге становится им – чтобы помогать людям и бороться за справедливость, рискуя жизнью. Возможно, в этом и был подтекст постановки, которая напоминала приемами современные «режоперы», где форма и режиссерская концепция  оставляет вопросы к решениям без ответов.

Своими киберспособностями при этом Алиса лишь изредка пользуется – когда цитирует большие куски информации, каковыми грешит оригинальный текст, а своим отцом называет профессора Селезнева (его сыграл Федор Боровков). Путешествуя вместе с командой космического корабля, чтобы найти новых животных для зоопарка, зрители знакомятся с жизнью других планет и их обитателями или наблюдают за воссоединением Капитанов, после попытки захвата заложников.

В инсценировке появилось несколько новых персонажей, но пришлось пожертвовать авторскими – второстепенными, для динамики действия. В то же время, сюжетная линия и развязка сохранились в оригинальном виде.

Калейдоскоп приемов и образов.

Над созданием спектакля трудилась большая команда, в которую вошли победители российского чемпионата «АртМастерс». Спецэффекты, костюмы, проекции (на суперзанавес и задник сцены) и свет поражают размахом и эстетически впечатляют – эта часть стала наиболее удачной составляющей премьеры. Получил отличный отклик и интерактив с залом, когда дети вместе с актерами увлеченно играли в игру «поймай невидимых летающих рыбок» или, в безотказно действующем приеме, бросали друг другу огромные мячи по рядам. Все это оживляло действие, в остальном, развивающееся схематично холодно и плавно, словно в медитации.

Авторы скрестили в постановке многие кинообразы, известные молодой аудитории по блокбастерам и, надо признать, знакомы они им лучше, чем иные герои русских сказок или творчество Булычева. Так, головной убор Громозеки, передвигающегося на гироскутере, неожиданно отсылает к Бэтмену, а истеричность и грим Весельчака У напоминает Джокера. Говорун же и вовсе предстает человеком в деловом костюме с птичьей головой, подобно древнеегипетскому божеству, только скачет он на ходулях – джамперах. 

Готовьтесь к встрече: этой осенью «стражи Галактики» прилетят на помощь – пожелаем им удачного полета! (6+)

Пелагея Климова. Фото Александра Воложанина.


Следите за нашими новостями в удобном формате