Нижегородский опыт в подготовке учителей тиражируют в регионах

Нижегородский опыт в подготовке учителей тиражируют в регионах

Последние пять лет, хотя и наблюдается приток молодых педагогов в школу, долго они там не задерживаются. По статистике, стены образовательного учреждения они покидают, проработав по профессии немногим более четырех лет.
 Школа не держит
- Средний возраст учителей иностранного языка в городе Калининграде не превышает 30 лет. И это не так хорошо: опытных педагогов по данной дисциплине в возрасте 37 лет и старше в этом регионе практически не остается. Система закрепления педагогов там не работает. Студенты сегодня приходят в школу и через несколько лет ее покидают. В общей сложности они взаимодействуют с учительской профессией не более пяти - семи лет, - приводит удручающие факты ректор Нижегородского государственного педагогического университета имени К.Минина Александр Федоров.
В условиях нехватки педагогических кадров в школах нужно работать по их закреплению на месте, помогать в выстраивании профессиональной карьеры, считают в педвузе. Тем более что существует государственный заказ, выделяются места для целевого приема в педагогические институты, а система дает сбои: выпускники, не проработав в стенах образовательного учреждения положенного срока, «дизертируют».
- Процент трудоустройства выпускников целевых направлений в школах очень низкий, в некоторых регионах его можно назвать ничтожным, - отмечает ректор НГПУ.
 В ситуации, когда поступить в вуз из-за растущей планки ЕГЭ становится проблематично, целевой набор многим выпускникам школы представляется той лазейкой, которая позволяет получить высшее образование, пусть и не по призванию.
Через сито экзамена
Мининский университет предложил принципиально иную модель целевого набора будущих педагогов. Итогам апробации ее был посвящен всероссийский семинар, который состоялся в Нижнем Новгороде. Суть модели сводится к сопровождению профессионального цикла учителя: вход в профессию, закрепление в ней, зрелость и выход на заслуженный отдых. Полностью или частично новый подход опробовали в девяти российских регионах.
Самое главное, что предлагает Нижегородский педагогический университет, - это отбирать на целевые места самых лучших и мотивированных на работу в школе ребят и заключать с ними принципиально иной договор, который учитывает многие нюансы, прямо или косвенно влияющие на мотивацию работать по выбранной профессии.
Студентам предлагалась серьезная педагогическая практика в базовых школах, а для отбора лучших из них разработан и проведен комплексный экзамен. Как рассказала проректор по учебно-методической деятельности НГПУ Галина Папуткова, он состоит из трех частей: демонстрации знаний психологии и педагогики, портфолио (папки достижений в разных областях) и защиты проекта, который должен быть связан с будущей деятельностью студента. Этот комплексный экзамен в четырех вузах выдержали 312 студентов. Из них 70 процентов получили оценку «хорошо» и «отлично». Однако типовые договоры были заключены только со 130 юношами и девушками.
Договор гарантирует
Число же экспериментальных договоров, подписанных в рамках новой модели, оказалось еще меньше - только 53. Они имеют ряд существенных отличий от стандартного документа и включают дополнительные гарантии. Во-первых, последующие два-три года (в зависимости от выбранного профиля обучения) целевик получает дополнительную стипендию на весь период обучения. В нем прописаны надбавки, полагающиеся при трудоустройстве, и обязательства вуза по методическому сопровождению студента. Кроме того, в договоре четко зафиксировано, какое время выпускник обязан отработать учителем в конкретной школе.
Студенту полагается два наставника - один от вуза, другой по месту работы в школе. Кроме того, были запущены электронные сервисы информационно-методического сопровождения, которые также являются хорошим подспорьем для начинающего специалиста.
Все эти новшества участники семинара оценили как положительные и поддержали необходимость тиражирования новой модели целевой подготовки педагогов в регионах России. Но для этого необходимо внести изменения в Закон «Об образовании». В Государственной думе уже обсуждают предложения Мининского университета. Если они будут приняты, то на местах придется в обязательном порядке изыскивать средства для дополнительной поддержки будущих педагогов, что сегодня для многих субъектов РФ представляется проблематичным.
Александра МАХЛИНА. Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.

Мнение

Сергей ВОЛОХОВ, начальник учебно-методического управления Алтайского государственного педуниверситета:

На первых порах отобрали 17 целевиков. Но жизнь есть жизнь - одна студентка ушла в декрет, другая вышла замуж за военного и уехала, еще одна разочаровалась в педагогике... В итоге договоры были подписаны с семью студентами. Комплексный экзамен мы организовали в школьной среде, это позволило погрузить будущего педагога в профессию. Однако для педагогов вуза участие в данном проекте обернулось возросшей нагрузкой, так как студенты вышли из своих студенческих групп и перешли на индивидуальное обучение. Видимо, и наставников в таком случае надо поощрять.- Очень хорошо, что в НГПУ понимают, что в разных уголках данная модель должна реализовываться с учетом региональных особенностей. Алтайский край в два раза больше Нижегородской области по территории, а по населению в два раза меньше. У нас много сельских школ, 80 процентов из них малокомплектные. Наша собственная модель работы с целевиками оказалась неэффективна и, приняв участие в проекте Нижегородского педуниверситета, поняли, что для нас он больше подходит.