Бескрайняя даль и уходящий за горизонт нежнейших пастельных оттенков мусор, мусор, мусор… Индустриальные остовы, которые более органично смотрелись бы на Луне, нежели под Нижним Новгородом. Это и многое другое, болезненно притягивающее взгляд, представлено в галерее FUTURO (расположена в бывшем кинотеатре имени Маяковского) в экспозиции под простым и понятным каждому нижегородцу названием - «Химзавод».
Как звучит промзона?
Автор индустриальных пейзажей - уроженец Дзержинска Павел Отдельнов (на фото), давно и заслуженно обласканный вниманием мировой художественной критики и коллекционеров. Так, наш земляк входит в инвестиционный рейтинг 49ART (то есть значится в числе 49 российских художников до 50 лет, искусство которых обладает высоким инвестиционным потенциалом), он - номинант премии Кандинского, участник престижнейших международных смотров и выставок и прочая и прочая.
Помимо живописи, в экспозиции «Химзавода» имеются документальные фильмы о заброшенных шламонакопителях, скульптуры, аудиоинсталляции (звуки промзоны). Есть и пространственная инсталляция, представляющая собой гору «мартышек» (это слово должно быть известно работникам химзаводов), явно отсылающая к известной картине Верещагина. Все это, безусловно, погружает посетителя в атмосферу города химиков и заброшенных промзон, притягивавших местных сталкеров… недоброй волей выстроенных в чудесных, фактически санаторных местах, где каких-то сто лет назад любили отдыхать и дышать свежайшим воздухом состоятельные нижегородцы-дачники. Заклейменный славой самого загрязненного города СССР, Дзержинск, видимо, обречен нести демонизирующее клеймо как минимум до тех пор, пока не будут как-либо ликвидированы «Белое море» и «Черная дыра».
И заводы бренны
Кстати, эти опасные и таинственные рукотворные артефакты дали название огромному проекту Павла Отдельнова, в рамках которого художник работает над осознанием феномена техногенных объектов. Не только дзержинских, но и «вообще» - огромных промзон и заброшенных, исчезающих заводов, величественных руин эпохи промышленного гигантизма. «Химзавод» - одна из частей этого мегапроекта.
Громадные скелеты цехов, производивших металл и пластик, извергавших дым и химические вещества, могли бы вдохновить творца на создание безумной антиутопии. Однако Павел старается передавать дух и букву промзон, заводов и заброшенных рабочих поселков с максимально возможной «объективностью». Он считает, что никакая фантастика по своей выразительности не сравнится с хрупкой подлинностью документалистики.
Размышляя о судьбах тех, кто трудился на химпредприятиях, художник сопровождает живописные полотна фрагментами воспоминаний своего отца, когда-то работавшего на дзержинской промзоне.
- В истории сохраняется героическое и яркое, а рассказы и воспоминания об обыкновенном больше похожи на легенду или предание, - говорит он и отмечает особо, что заводские руины должны напоминать зрителям о быстротечности и бренности земной жизни.
Выставка продлится до 31 мая. 16+
Мария ВЛАДИМИРОВА. Фото с сайта художника.