В течение недели на лучших концертных площадках областного центра прошли концерты с нетривиальными, интересными программами и с участием великолепных музыкантов, в том числе из-за рубежа.
Также состоялись – и это уже мероприятия «не для всех», но для избранных, то есть прошедших строгий предварительный отбор – обучающие сессии для учеников со всей страны и педагогов музыкальных школ.
Корреспондент «НН» побывала на большом заключительном концерте школы-фестиваля, который прошел в минувшую субботу в ДШИ № 10. Здесь царила веселая атмосфера творчества: из-за дверей классов, подобно весеннему щебетанию множества птиц, доносились звуки репетиций. Вот юный скрипач распахнул окно на улицу и изумительно сочно, певуче выводит тему неофициального гимна Ирландии Ev Chistr ‘Ta, Laou.
Найти «музыкальный момент».
Вряд ли он изучал ее в рамках школьной программы. Показываю парнишке большой палец кверху: он смеется, ведь играть в удовольствие – это так приятно!
– Я очень счастлива, что поучаствовала в Школе! – рассказывает скрипачка, шестиклассница Самира Агаева, ученица ДМШ имени Римского-Корсакова из Луги Ленинградской области.
Одаренный, тонко чувствующий ребенок, она видит свою судьбу связанной с академической музыкой. В Нижний Новгород приехала вместе с мамой. В школе-фестивале Леонида Лундстрема участвует впервые, но за ее плечами уже имеются выездные школы, а также многочисленные победы в конкурсах разного уровня. Ее родители не музыканты, но стараются всемерно поддерживать талантливую дочку, максимально внедряя ее в среду и организуя общение с единомышленниками.
Для работы Самира привезла «Прелюдию и Аллегро» Луи Клерамбо. Основной акцент работы с наставником был сделан на снятии зажимов корпуса и правой руки, проблема решена. Также вместе с мамой они посещали фестивальные концерты и, конечно, остались в полном восхищении.
Ольга Семеновых, выпускница ННГК (класс Г.С. Афанасьева), педагог по классу скрипки нижегородской ДШИ № 9 имени Улыбышева, приняла участие в Школе как слушатель.
– Это было очень увлекательно! – не скрывает она эмоций. – Перенимаешь опыт не одного педагога, но многих сразу. Дети не просто отрабатывали урок и отправлялись восвояси – нет, они переходили от учителя к учителю в режиме «творческой движухи», и каждый подмечал разные музыкальные детали, быстро и хирургически точно исправляя некоторые упущения.
Главное впечатление? Мотивация! На этих мастер-классах не только технику ставят, но ищут особый, индивидуальный «музыкальный момент», понятный и интересный ребенку. Это приводит к невероятным результатам, к осознанию того, что учиться музыке – не тяжкое испытание, а большая радость!
Вдыхая жизнь.
Как организаторы школы-фестиваля оценивают свою деятельность? Предполагали ли они, создавая проект, что в скором времени он обретет такой масштаб, отклик и всенародную любовь? Этот вопрос автор задала руководителю проектов АНО «Творческая мастерская Леонида Лундстрема» Варваре Лундстрем и педагогу, скрипачу, дирижеру, основателю и художественному руководителю творческой мастерской Леониду Лундстрему.
– Пожалуй, впервые полномерный формат образовательного марафона был опробован нами в Евпатории в 2019 году, – вспоминает Варвара. – С утра – насыщенные мастер-классы, причем открытые. Не то чтобы ученик, как в музыкальной школе, отбыл свои сорок пять минут и все, нет. Он освобождает «под музыку» несколько дней, в течение которых посещает разных педагогов, причем необязательно по своей специальности… Например, виолончелист школы Владимир Нор очень приветствует, когда виолончелисты идут на мастер-классы к пианистам, вокалистам, дирижерам хора. А по вечерам – посещение концертов, которые устраивали наши педагоги. В двадцатом году начался ковид, по окончании которого ребром встал вопрос о необходимости реабилитации: все музыканты, запертые дома и вынужденные заниматься онлайн, дружно потребовали продолжения, и мы продолжили... И да, наверное, не ожидали такого масштаба.
– Прежде всего, я ничего не предполагал, потому что ничего не создавал, – слегка огорошивает Леонид Игоревич. – Все, с Божьей помощью, родилось само. Я видел, как жили мой отец и дядя под девизом «Делай, что должно – и будь, что будет». Это сохраняет душу. Наша мастерская «возникла» после того, как она естественным образом существовала, наверное, лет десять. Нашлись люди, обнаружившие, что феномен имеет место быть и отчего бы его не зафиксировать. Так что, мы ничего не «создавали» и лишь старались делать, что должно.
Далее стали возникать гравитации – притяжения людей и событий, изменение мощности внутреннего потенциала. Не из-за того, что мы так захотели, но благодаря совпадению направления устремлений, когда очень разные люди соединяются, объединяются через любовь. Взять, например, «Лундстрем-трио». Я называю его «Лебедь, Рак и Щука». Три абсолютно разных человека, три разных характера, а в результате через любовь, через служение, получается, что мы едины и разнообразны.
– Верно ли догадываюсь, что миссия школы-фестиваля Лундстрема не в том, чтобы «научить», но рассказать, что музыка – суть радостное откровение?
– Огромное количество замечательных, честных людей, посвящают музыке десятки лет жизни, но путь к мастерству через штудии, через тысячи повторений порой очень сильно «высушивает», так что, бывает, человек теряет ориентир, ради чего все было изначально. Мне всегда хочется найти общий знаменатель, все оживляющий. Это к вопросу о понимании того, как устроен созданный Господом мир. Как говорят физики, все в нашем мире состоит из волны, то есть из чередования усилий ради получения энергий и свободы. И если это перевести «на мышцы», то станет понятно, что вся музыка, все штрихи, все-все-все состоит из одного и того же. Это фантастически упрощает многое, в том числе мастерство. То есть, конечно, оно не отменяет профессионализм и выученность, но вдыхает жизнь. И выясняется, что все было не зря, поэтому наша школа была поддержана. А я лично ничего подобного не мог планировать, потому что это никакое не хотение и не планы, но самые обыкновенные чудеса.
Мария Федотова. Фото Александра Воложанина и организаторов.