Министр образования Ольга Петрова ответила на актуальные вопросы нижегородцев

Министр образования Ольга Петрова ответила на актуальные вопросы нижегородцев

Приемная кампания  идет полным ходом. Абитуриенты подают документы в  вузы, техникумы, колледжи, сдают дополнительные вступительные испытания. Сейчас к высшей школе приковано пристальное внимание и детей, и взрослых. Что происходит сегодня в этой сфере? Министр образования Ольга Петрова ответила на злободневные вопросы, связанные с поступлением и учебой в вузах. 

Подходы меняются 

– Как вы оцениваете качество абитуриентов? Говорят, что дети поступают в вузы с ужасной подготовкой, и потом учатся так себе...

– Если спросить учителей начальной школы, то они тоже скажут, что с каждым годом приходят дети с более низким уровнем знаний. На самом деле современные дети требуют иного подхода. Школа уже перестроилась и начала готовить по другим методикам, а вузы не все еще подхватили ставшие уже привычными детям подходы. Тема плохой подготовки современных выпускников модная, ее часто поднимают в обсуждениях. Говорят о недостаточном качестве программ, сетуют на то, что учить стали  хуже… Но это не так. Сегодня во всех вузах есть программы адаптации для поступивших. Если преподаватели видят, что вчерашние абитуриенты не справляются, то таких ребят «подхватывают» старшие – магистры, ассистенты, которые помогают, ориентируют. Во многих университетах за первокурсниками закрепляют кураторов из числа более опытных студентов и они сопровождают группы 1 курса. Да, в пандемию школьным учителям было сложно работать, так как не всегда удавалось удержать внимание ребенка у монитора компьютера, иногда было невозможно заставить некоторых учеников включить видеокамеру. Никаких законодательных оснований для этого в нашей стране нет  – дети могли быть на уроке формально, подключиться, а затем уйти от компьютера и не слушать урок. Но дистанционное образование было вынужденной мерой.

– Стоит ли, по вашему мнению, вернуться к системе советского образования, которое считалось лучшим в мире? 

– Когда мне задают подобный вопрос, то я всегда отвечаю вопросом: возможно ли вернуть общество на 20-30 лет назад? Сомнительно. Образование готовит специалистов, которые нужны сегодня. Возврат к советскому подходу сейчас происходит в школе – его суть в единообразии – в единой для всей страны линейке учебников (ее готовит Министерство просвещения), в единых стандартах. В настоящий момент Минпросвещения разрабатывает  стандарт школы. Но проектные методы останутся, так же, как и углубленные программы. Очень хочется, чтобы появились школы полного дня, так как среди родителей очень востребована продленка. 

Для поддержки айтишников 

– В ситуации, когда иностранные IT-компании уходят из России, нехватка данных специалистов будет чувствоваться еще более остро. Что делается для поддержки молодых айтишников?

– В этом году в регионе учреждена новая именная стипендия имени Юрия Неймарка. Претендовать на нее смогут первокурсники, поступающие на IT-специальности.  Для этого ребятам нужно стать победителями или призерами региональных или всероссийских олимпиад по информатике, физике и математике либо набрать 100 баллов на ЕГЭ по одному из этих предметов. Размер вознаграждения составит от 15 до 30 тысяч рублей. Сумму планируется выплачивать в течение первого года учебы с 1 сентября текущего года. 

Стипендию Неймарка смогут получить учащиеся очных отделений. Максимальная 30-тысячная выплата первого уровня предназначена для победителей и призеров заключительных этапов Всероссийской олимпиады школьников по информатике, математике или физике. А 15 000 руб­лей полагается победителям региональных этапов олимпиады и студентам, получившим 100 баллов на ЕГЭ. Также будут учитываться достижения кандидата в 9-11 классах. 

Имя Юрия Исааковича Неймарка для стипендии выбрано неслучайно. Он стоял у истоков создания первого в стране факультета вычислительной математики и кибернетики. Это выдающийся ученый с мировым именем, внесший большой вклад в развитие научной школы теории нелинейных колебаний, изобретатель.  Юрий Исаакович подготовил около 80 тысяч квалифицированных выпускников факультета ВМК ННГУ.  Стипендия имени Неймарка должна поддержать будущих специалистов в области информационных технологий и привлечь в нижегородские вузы больше талантливых студентов. 

Магистратура сохраняется

– Что происходит с программами обмена с зарубежными вузами? 

– Многое зависит не от громких политических заявлений, а от позиции самих иностранных вузов. По словам представителей нижегородских университетов, если сотрудничество выгодно, то взаимодействие продолжается. Так, есть примеры, что студенты ННГАСУ продолжают стажировку во Франции.  Стоит отметить, что активные поездки в Европу практически прекратились из-за сложной ковидной ситуации еще два года назад. Им на смену там, где это возможно, пришла практика в онлайн-режиме. В настоящее время Россия налаживает более тесные связи со странами СНГ и ближнего зарубежья. В ходе поездки нижегородской делегации в Узбекистан были заключены все запланированные тринадцать соглашений о вузовском сотрудничестве и даже возникшее в процессе переговоров дополнительное четырнадцатое соглашение. Это открывает новые возможности для российских и узбекских студентов. В 11 нижегородских университетах сейчас обучается свыше тысячи граждан Узбекистана, а может стать еще больше.  

– Как, по-вашему, выход из Болонской системы скажется на системе образования?

– Сейчас ведутся разговоры о выходе из Болонской системы, но на деле государство пока никаких активных шагов в этом направлении не предпринимает. Отказаться от двухступенчатой системы образования (бакалавриат + магистратура)  быстро нельзя. На сегодняшний день количество бюджетных мест в магистратуре увеличено на 30 тысяч по стране. Вузы нашей области получили дополнительно 437 мест для приема по программам магистратуры на 2022/2023 учебный год. 

Это говорит о том, что государство намерено увеличить количество выпускников, которые отучились шесть лет. Для ребят бакалавров это прекрасная возможность получить более глубокие знания, приобрести дополнительные компетенции. Большая часть магистерских программ сегодня реализуется так, что можно совмещать учебу с работой, поэтому я советую всем бакалаврам использовать представившуюся возможность и идти в магистратуру. 

В тему 

По словам  министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова,  в ближайшие несколько лет Россия сможет перейти к собственной национальной системе высшего образования. Также в Минобрнауки РФ считают, что к Болонской системе образования стоит относиться как «к пережитому этапу».

– Ректоры очень однозначно и единогласно выступили за дальнейшее совершенствование нашей российской системы образования, основанное на опыте советского периода, прошлого периода с тем, чтобы наша система образования была эффективной и развивалась успешно. Данное решение, которое мы приняли, конечно, будет иметь отношение и к нашему сотрудничеству международному, потому что наши университеты в какой-то степени будут учитывать вызовы времени, будут меняться программы. Наверное, больший акцент будет сделан на специалитет, а не на четырехлетнее образование, – отметил президент Российского союза ректоров, ректор МГУ им. М. В. Ломоносова Виктор Садовничий.

Александра Махлина. Фото Александра Воложанина.

Следите за нашими новостями в удобном формате