Умирая от туберкулеза, двадцатипятилетний Николай Добролюбов шептал: «Умирать с сознанием, что не успел ничего сделать… ничего! Как зло насмеялась надо мной судьба! Пусть бы раньше послала мне смерть!.. Хоть бы еще года два продлилась моя жизнь, я успел бы сделать хоть что-нибудь полезное… теперь ничего, ничего!».
На родине мысли.
Действительно, этот великолепно одаренный, масштабно мыслящий человек скончался непростительно рано, едва успев начать тратить свой богатейший потенциал. Он родился в Нижнем Новгороде, учился в духовной семинарии (работающей и поныне), в семнадцать лет переехал в Санкт-Петербург и поступил в Педагогический институт. В том году он записал в своем дневнике следующее: «Главным образом соблазняет меня авторство, и если мне хочется в Петербург, то не по желанию увидеть Северную Пальмиру, не по расчетам на превосходство столичного образования, – это все на втором плане, это только средство. На первом же плане стоит удобство сообщения с журналистами и литераторами». Позднее он признавался в письме: «Там мои родные по духу, там родина моей мысли, там я оставил многое, что для меня милее родственных патриархальных ласк». Так все и произошло: студент попал в благоприятную для развития среду и вскоре стал «вольнодумцем».
Впрочем, связей с Нижним он отнюдь не порвал. Студентом поддерживал материально своих осиротевших братьев и сестер. По окончании института приехал в Нижний Новгород устроить свадьбу сестры, отказаться от своей доли наследства и нанести некоторое количество визитов, в том числе Владимиру Далю. В 1861 году, неизлечимо больной, буквально за пару месяцев до смерти, он побывал на родине в последний раз.
Вместо одного здания – оба.
Мемориальный музей Добролюбова в Нижнем Новгороде – единственный в мире музей, посвященный жизни и творчеству Николая Александровича – особенно ценен как заповедная зона, хранящая не просто память о рано ушедшем гении, но обширный средовой срез: там аутентичные интерьеры, меблировка и множество современных Добролюбову предметов, интересные документы... Тем более ценным подарком для интересующихся историей стала масштабная реставрация музея, предпринятая впервые после его открытия, то есть спустя добрые полвека.
Открытие обновленного музея состоялось на прошлой неделе. Тут необходимо пояснить, что Добролюбовы владели двумя зданиями на Лыковой дамбе. Во флигеле, где в 1971 году, к 750-летию Нижнего Новгорода, открылся музей, жила их семья. Главный дом в свое время сдавался внаем, никакого исторического контекста там посетителям не предоставляли. И, открывая событие, мэр Нижнего Новгорода Юрий Шалабаев подчеркнул особо: теперь сразу два здания открыты для посещения.
– Когда только начинали реставрацию, второе здание было в проекте учтено лишь частично, но мы вовремя внесли изменения в проектную документацию для того, чтобы получились фактически полностью отреставрированные два музея: дом, где жила семья Добролюбовых, и здание доходного дома, принадлежавшего им. Очень радует внимание, которое уделили историческим деталям: это и изразцовая печь, и посуда, и мебель. Много аутентичных элементов той поры, которые передали потомки Добролюбовых.
Ремонт коснулся, в буквальном смысле, всего: полностью заменены старые коммуникации, ветхая крыша, обновлен фасад, во внутреннем дворике растет зелень, как было при Добролюбовых.
Среди примет современности – новая входная зона в главном доме, с современным дизайном и интерактивными литературными играми, где можно отдохнуть и выпить кофе. И посмотреть выставку «Холодный ум и пылкое сердце», организованную на средства гранта Президентского фонда культурных инициатив. Вообще, главный дом посвящен многогранной деятельности критика и публициста, а во флигеле рассказывается о маленьком Добролюбове и его семье.
Мария Федотова. Фото admgor.nnov.ru