Ежегодно в нашей стране, по данным Министерства природных ресурсов и экологии России, только в коммунальном секторе формируется около 50 миллионов тонн отходов. Если их неконтролируемо свозить на свалки, то они скоро будут переполнены, что грозит не только экологическими проблемами, но и благополучию людей.
Что в нашем государстве делается, чтобы уменьшить нагрузку на свалки, и их количество обсуждалось на международном форуме «СО.ЗНАНИЕ», участники которого говорили об устойчивом будущем страны, а также экономике замкнутого цикла, без которой его не будет.
Кнутом и пряником.
Как заметил генеральный директор Российского экологического оператора Денис Буцаев, с 2019 года у нас в стране формируется инфраструктура, с помощью которой можно отбирать вторичное сырье, в том числе из твердых коммунальных отходов. Следующим этапом реформы должна стать глубокая переработка вторсырья с целью использования его в производстве других продуктов.
Но кто захочет что-то делать из вторсырья, если оно априори дороже и есть более дешевое первичное сырье? Для поощрения производителей и переработчиков отходов вводятся экономические стимулы. Если организация занимается утилизацией, то есть возвращением в промышленный оборот материалов, из которых сделаны товары и упаковка, то она может не платить экологический сбор.
А его ставки для остальных участников рынка повышаются.
– Если у нас не будет экономического и нормативного стимулирования использования вторсырья, то, к сожалению, модель экономики замкнутого цикла не заработает, – считает Денис Буцаев. – Экономические стимулы заложены в концепции расширенной ответственности производителя.
Что она предусматривает? Это механизм, обязывающий производителей и импортеров товаров и упаковки обеспечить их утилизацию после использования и утраты потребительских свойств. Как сообщил заместитель руководителя департамента расширенной ответственности производителей (РОП) Гусейн Ибрагимов, уже к 2027 году вся без исключения упаковка должна перерабатываться и заново использоваться. Что касается других видов товаров, то их процент утилизации будет увеличиваться до 2029 года. В список обязательных для переработки вошли изделия из текстиля, бумаги, картона, резины, стекла, пластмассы, электронная и бытовая техника, аккумуляторы и батарейки, лампы, машинные масла и прочее.
Стимулировать на это будет ставка экологического сбора и нормативы утилизации, которые уже приняты.
Ни стимулов, ни возможностей.
Вырастет и количество предприятий, которые занимаются переработкой вторичного сырья. Замруководителя департамента РОП призвал активнее вовлекать население к раздельному сбору отходов. Полезные фракции, собранные вперемешку с пищей, с большой долей вероятности попадут на полигон и будут потеряны для переработчиков.
– Экономика замкнутого цикла не будет работать, если нет ответственного к ней отношения, начиная с каждого гражданина, который сортирует отходы, – констатировал Гусейн Ибрагимов.
Между тем, нижегородцы жалуются, что часто даже собранные в сетчатых контейнерах (там, где они есть!) пластиковые отходы, везут на полигон в одной машине с остальным мусором. Поэтому и разделять его они не видят смысла. Правда, региональные операторы оправдываются, что происходит это, когда пластик загрязнен органикой. Также есть мнение, что не только культура отношения к вторсырью виновата в нежелании жителей разделять отходы.
Как рассказал на пленарной сессии форума ее ведущий исполнительный директор АНО «Россия – страна возможностей», ректор Мастерской управления «Сенеж» Андрей Бетин, как таковой инфраструктуры в квартире для раздельного сбора отходов просто нет. В продаже нет, к примеру, трехсекционного ведра, чтобы складировать отходы по фракциям.
Далия Сафиуллина, руководитель бизнес-направления по переходу к экономике замкнутого цикла компании Kept, тоже считает, что жителей России реформа пока мало стимулирует к рачительному отношению к отходам. По ее словам, в некоторых странах, например, Южной Корее, Франции, жители, которые разделяют мусор, меньше платят за вывоз твердых коммунальных отходов.
– У них качество раздельного сбора напрямую влияет на то, сколько жители платят за это, – объяснила она. – И такая система называется поквартирный учет сбора отходов.
Стимулировать переработчиков.
Для заинтересованности россиян эксперт предлагает направлять усилия, во-первых, на повышение информированности людей и культуры осознанного потребления. Как выразилась Далия Сафиуллина, чтобы они не бежали за «десятой блузкой» в «черную пятницу». Во-вторых, вводить государством экономические стимулы, которые заинтересуют жителей.
Когда же для раздельного складирования отходов в каждом дворе появятся двухфракционные для сухого мусора и органики емкости? И за них не придется платить больше, чем сейчас за общий контейнер? Как считает директор по развитию регоператора по вывозу отходов «Невский экологический оператор» Дмитрий Биллер, пока мы не построим экономику замкнутого цикла, раздельный сбор будет неэффективен. Сейчас надо поддерживать и стимулировать переработчиков.
– Сколько бы мы ни собрали вторсырья, в конечном итоге все оно должно найти свое предприятие, на котором будет эффективно превращено в продукты и товары, – говорит он. – И даже если сейчас в каждом дворе будут стоять контейнеры для раздельного сбора, то они не будут способствовать достижению нужного эффекта. Но как только заработает экономика замкнутого цикла, не приходится сомневаться в том, что в каждый двор придет бизнес, и там появится необходимая инфраструктура.
Как рассказал Дмитрий Биллер, их компания провела исследование, во время которого отслеживала содержимое контейнеров для раздельного сбора. Оказалось, что количество лишнего мусора после мероприятия по экопросвещению в них в разы сокращалось, досортировывать отходы нужно было меньше. Всего, по его мнению, возвращать в экономику реально от 80 до 95 процентов вторсырья.
Между тем, как сообщила советник по стратегическим коммуникациям и устойчивому развитию компании «Сибирское стекло» Ирина Байбарович, сейчас стеклотарная отрасль готова перерабатывать до 80 процентов стеклобоя, но его не хватает.
– Единственный вариант получить качественные стеклоотходы – это получать их от домохозяйств, – считает она. – Но когда, например, стеклянная банка попадает в мусоровоз, он ее прессует. В итоге нераздавленным остается только маленькое донышко, где стекло плотнее, остальное превращается в крошку и не выбирается, попадает на полигон.
Ирина Байбарович рассказала, что для того, чтобы собрать стеклобой, приходится ехать за много километров от места нахождения завода. А это транспортные расходы, которые в структуре стоимости стекла занимают 98 процентов. Мешает получить качественное сырье и смесь с органикой.
Проблема опять упирается в неэффективную систему сбора отходов, и реформа ее явно назрела.
Вопрос дилетанта.
– Какие экологические привычки можно ввести в свою жизнь, что называется, не напрягаясь?
– Я бы начала с разделения отходов дома на органические и перерабатываемые. Организовать свой экологический быт, связанный с разделением отходов, проще простого: складывайте в отдельные ведра (пакеты). В один – остатки пищи, очистки, кожуру фруктов и овощей, в другой – все сухие, предварительно вымытые пластиковые бутылки, баночки без крышечек, картонные и бумажные виды упаковок и другое.
Второе, что бы я внедрила в свою экожизнь, – это многоразовые предметы – сумки-шоперы, стаканы… В быту можно этим ограничиться. Но! Если хочется более тесно соприкоснуться с экологичным образом жизни, то можно прийти к нам в центр экологического просвещения ЭКОТОРИУМ в парке «Швейцария». Здесь мы проводим различные мастер-классы по использованию вторичных материальных ресурсов, – рассказала Светлана Васильева, руководитель центра экологического просвещения ЭКОТОРИУМ министерства экологии Нижегородской области, заместитель директора ГБУ «Экология региона», член Общественной палаты Нижегородской области.
Светлана Муратова. Фото Александра Воложанина.