Невыносимая хрупкость бытия

Вода течет, материя тленна, старость неизбежна и вообще все проходит. Об этом рассказывает выставка «Хрупкость», которая открылась в нижегородском Арсенале.

По уже сложившейся традиции экспозиция объединяет древнее, классическое и современное искусство: медиа, фото, графику, скульптуру, тысячелетние артефакты. Все они прямо-таки вопиют о хрупкости – физической и метафорической. Иногда это красиво и поэтично. 

Печать со старых фотопластин, найденных в мусоре, – это не очень красиво. Аквариум, из которого истекает вода, оставляя рыб биться в предсмертной агонии – совершенно неприятно. Но все же большинство творцов, участвующих в выставке,  демонстрируют изобретательный подход и эстетизм, и вообще что ни объект – то аттракцион.

Однажды у японского художника Ехея Нисимуры в печь для обжига попала обработанная ангобом книга и, на удивление, не сгорела, но трансформировалась в арт-объект, похожий на экзотическую древнюю раковину. Тысячи распушившихся страниц словно вылеплены из слоеного теста, распадающегося на тончайшие жесткие пластины. Несколько таких «книг» представлены на выставке. 

Мария Агуреева изящно объединяет дерево и пластик, кожу и воск. Текстуры словно перетекают одна в другую, исповедуя новейшую интеграцию материалов: старое комфортно объединяется с новым.

Нижегородская арт-группа «ТОЙ», по обыкновению, радует глаз и мозг хулиганскими провокациями, например, «Гриб» из гвоздя и бумажный кораблик из металла.

Еще один молодой нижегородец Алексей Старков взял ледяную глыбу и на двенад­цать часов положил ее таять на набережной Федоровского, подстелив простынку. Краткий дайджест процесса проецируется на ту самую  простыню, обляпанную синей краской. «Хрупкая ледяная глыба исчезает из физического мира, но ее присутствие сохраняется – она попадает в каталог утраченных вещей», -– гласит аннотация.

Даня Пирогов создал бетонно-металлические «Башни». Висящие в воздухе фрагменты колонн из арматуры с бетонными капителями словно обретают свойства деревьев, пытаясь корнями-прутьями нащупать опору. Руины величественных храмов сообщают не только об утрате архитектурных сооружений, но и об утрате когда-то великой, влиятельной идеологии.

Керамические и стеклянные сосуды для благовоний и бальзамирования, несмотря на свою очевидную хрупкость, в целости и сохранности пережили последний день Помпеи. То же касается глиняных амфор, изготовленных в свое время (до нашей эры) как, в общем, расходный материал. Тут, кстати, имеется и особая, фактически библейская философия. «Из глины можно вылепить все что угодно, – говорит художник Александр Бродский. – Ощущение, что все это сделано из пыли и в любой момент может опять обратиться в пыль – вот что важно в этих работах. Но если обращаться с этими предметами бережно, они могут жить вечно».

После посещения этого паноптикума вечности и бренности начинаешь чуть иначе относиться к реальной жизни.

Выставка работает до 23 марта и сопровождается просветительской программой. Подробности – на сайте Арсенала https://arsenal-museum.art/6+

Организаторы: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Волго-Вятский филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Напомним, 13 и 14 января музей не работает. С 15 января Арсенал открыт для посетителей ежедневно с 12.00 до 20.00, кроме понедельника.  По средам вход свободный, по предварительной регистрации.

Мария Федотова.

Следите за нашими новостями в удобном формате