Петр Петрович Кащенко родился в городе Ейске в семье военного врача. Учился на медицинском факультете Московского университета, за два месяца до окончания учебы был отчислен за революционную деятельность. В 1889 году был приглашен в Нижний Новгород на должность главного врача земской психиатрической больницы с целью реформирования оной, где проработал почти 15 лет.
Прогрессивная загородная лечебница.
В 1904 году на большие успехи врача обратили внимание в Москве и «забрали» в столицу, назначив директором и главным врачом московской психиатрической больницы на Канатчиковой даче, а затем перебросили в Санкт-Петербург возглавить вновь строящуюся психиатрическую больницу.
Итак, в 1889 году в Нижнем Новгороде Кащенко инициировал выделение особенного участка земли для строительства больницы для душевнобольных. Участком этим стала часть бывшего имения писателя Мельникова-Печерского в деревне Ляхово, выкупленный Иваном Рукавишниковым. За образец планировки была взята прогрессивная лечебница «Альт-Шербитц», выстроенная под Лейпцигом несколькими годами ранее. Проект разработал Павел Малиновский, оплатили строительство нижегородские купцы-меценаты. Уже весной 1901 года лечебница приняла 30 первых пациентов. В целом же возведение корпусов, лечебных и вспомогательных, производилось до 1908 года. Многие постройки в стиле рационального модерна (в этом же стиле выстроено, например, бывшее здание «Нижполиграфа») сохранились по сей день, но находятся в руинированном состоянии… и хранят энное количество легенд. Например, говорят, что по ночам в корпусах слышатся женские крики и плач призраков бывших пациентов, но это, очевидно, плоды воображения чересчур впечатлительных лиц. А вот следующие факты уже реальны. «Сочувствующий» Кащенко порой укрывал в стенах лечебницы революционеров. Более того, при необходимости они могли скрываться в подземном коллекторе и даже пробираться по нему до самого окского берега.
Ценная трудотерапия.
В особенную заслугу Петру Петровичу справедливо ставят его гуманистическую систему обращения с душевнобольными, которую он активно воплощал в жизнь. Ведь отношение к душевнобольным в те времена было, мягко говоря, ужасающим. Человек, которому ставили диагноз психиатрического заболевания, лишался всех прав и содержался в угнетающих условиях, напоминавших мрачную тюрьму. Конечно, ни о каком излечении там говорить не приходилось. По Кащенко, существенно увеличилась роль реабилитации и социализации пациентов. Важным моментом стала система так называемого патронажа – особая форма «общественного призрения». Пациенты, находившиеся в состоянии ремиссии, жили в семьях и для эффективного излечения включались в несложные трудовые процессы, а семьи получали денежное вознаграждение. Об этом в 1899 году не раз сообщал «Нижегородский листок», рассказывая об основанной Кащенко колонии посемейного призрения в Балахне. Выгодна она была и семьям, получавшим дополнительные рабочие руки вкупе с «зарплатой», и самим пациентам. «Больные очень ценят спокойствие и свободу в окружающей обстановке, разнообразие впечатлений и отсутствие нивелирующего влияния жизни большой, закрытой больницы», – писала газета.
На обширной территории больницы в Ляхово пациенты также чувствовали себя достаточно привольно. Петр Петрович с негодованием вывел из повседневного обихода применение смирительных рубашек и цепей. Он предписывал медперсоналу относиться к пациентам с уважением и организовывал для них разнообразный досуг, в том числе на свежем воздухе, от чаепитий и интеллектуальных игр до постановки спектаклей и работы больничного ансамбля с хором, причем последними руководил лично. Он даже составил специальную кулинарную книгу «Здоровый стол», включающую в себя несложные рецепты вкусных кушаний, полезных нервнобольным людям.
Результатом такого подхода стали многочисленные случаи излечения.
А еще Петр Петрович был вхож в круг нижегородской интеллигенции, дружил с Горькими и Малиновскими, активно участвовал, в частности, в организации Горьковских елок.
Об этом и многом другом рассказывает выставка, в которой представлены подлинные предметы, документы, фотографии.
Автор проекта – Анна Матвеичева.
Проект музея истории Приокского района «Не принято говорить…» – победитель конкурса «Музей 4.0» Благотворительного фонда Владимира Потанина.
Выставка работает до осени вновь наступившего года. 6+.
Мария Федотова. Фото Натальи Коробковой предоставлено музеем истории Приокского района.