Творчество требует смелости. И Анне FilShir ее хватило, чтобы найти дело своей жизни

Творчество требует смелости. И Анне FilShir ее хватило, чтобы найти дело своей жизни

В семье Ани все увлекались естественными науками, но с трех лет ее манило рисовать. И у нее хватило сил, чтобы пойти против семейных традиций и прислушаться к своему сердцу. Теперь картины Ани FilShir (творческое имя, составленное из фамилии Филиппова-Широкая) выставляются в Лондоне, Санкт-Петербурге, Москве и Нижнем Новгороде. Художницу регулярно приглашают участвовать в выставках и сотрудничать с известными брендами и музыкальными исполнителями.

Стиль диктует воображение.

Аня родилась в Москве, но, будучи еще маленькой, вместе с родителями переехала в Подмосковье, поближе к природе и чистому воздуху. Увлечение биологией для взрослых было  семейной традицией, передающейся из поколения в поколение. Дедушка Ани был генетиком, хотя в душе оставался художником. Ее мама тоже мечтала рисовать и хотела стать детским иллюстратором, но покорно последовала общепринятым правилам и, оставив свое увлечение, выбрала профессию агронома.

 Анины родители, тем не менее, своих троих детей стремились воспитывать свободно, без давления, позволив каждому выбрать свое занятие. Аня окончила в Москве колледж легкой промышленности по специальности модельер, что сегодня дает ей возможность зарабатывать и заниматься любимым делом. 

Мы познакомились благодаря общим друзьям: в одном из нижегородских кафе проходила ее выставка под названием «Декаданс», на которой были представлены ее 11 работ. Декадентство она описывает как мост между викторианской эпохой и временем машин, прогресса и новых форм. Стиль художницы уникален: она работает тушью в красном и синем цвете, черный кажется ей слишком контрастным, хотя иногда бывает уместным, а желтый – напротив, очень блеклым. Лаконичные минималистичные линии органично дополняют друг друга, а каждая картина создается за один сеанс.

Образы для своих работ Аня черпает благодаря богатому воображению. Один из ее рисунков напомнил мне персонажей, схожих с Пиноккио или Буратино: герой в красном полосатом колпаке, с фонариком в руках, стоит среди подснежников.

– Эта работа называется «Хождение во сне». Идея пришла благодаря моему младшему брату. Однажды, пока мы ждали рейса в аэропорту, Ваня задремал, а потом в какой-то момент мы обнаружили, что он исчез. Искали мы его повсюду, и случайно я его увидела, как он во сне поднимается на эскалаторе. Сейчас он уже не ходит во сне, только иногда разговаривает, но в детстве это случалось часто, – рассказывает Аня.

Другая необычная работа – «Влюбленный дурак». На картине изображен сатирический персонаж в виде белой утки.

– Это не гусь, а крупная утка – такие есть в Америке. Она символизирует глупость главного героя: он витает в облаках, не замечая ни красоты небес, ни лилий перед собой. Его взгляд прикован лишь к кружке с остатками чая, – объясняет художница.

Благодаря выставке «Декаданс» Аня привлекла внимание бренда из Казани. Директор компании предложил ей сотрудничество: Аня создала иллюстрации для коллекции кожаных изделий, включая сумки и клатчи. Ее стиль оказался идеальным для брендового дизайна, открыв новые возможности для творчества.

Вдохновил дед.

В семье Ани творчество и наука переплетены на протяжении поколений. Родственники работали в ботаническом саду, а прадед был его директором. Дедушка Валерий Филиппов вопреки своему желанию рисовать стал генетиком только потому, что в семье ему не позволили поступить в художественное училище.

Валерия Дмитриевича не стало 10 лет назад, но Аня до сих пор с теплотой вспоминает их совместные занятия.

– Несмотря на запрет семьи, дедушка, тем не менее, всегда рисовал. А когда вышел на пенсию, стал уделять своему хобби еще больше времени. Он даже разрешал мне рисовать на своих картинах, когда я была маленькой и приезжала к бабушке с дедушкой в деревню в Подмосковье, – рассказывает Аня.

Дед Анны был необычайно плодовитым художником: его работы продавались и дарились, но стены дома всегда были увешаны новыми картинами.

В 2009 году в итальянском городе Л’Акуила произошло разрушительное землетрясение, унесшее сотни жизней и оставившее десятки тысяч людей без крова. Под впечатлением от этой трагедии Валерий Филиппов создал абстрактную картину, на которой изобразил город до и после катастрофы.

– Помню, как эту картину выбрали на конкурсе. По телевизору показывали, как наш президент Дмитрий Медведев вручал ее президенту Италии в качестве символа поддержки, – вспоминает Аня.

В основном Валерий Дмитриевич рисовал портреты и пейзажи. Природа вдохновляла его, но он предпочитал создавать работы, которые подсказывало ему воображение, не привязываясь к натуре. Сюжеты он придумывал сам или черпал из классической литературы, к которой создавал иллюстрации.

С годами стиль художника становился более современным: реализм уступил место экспериментам с текстурами. В его картинах появились необычные вставки, такие как разноцветные объемные элементы из золотой фольги. Этот переход к более смелым художественным решениям подчеркивал его стремление к новаторству, несмотря на годы, проведенные в строгой научной среде. 

Пример деда сильно повлиял на Аню и вдохновил ее следовать своему пути, несмотря на семейные ожидания. Истинное творчество – это не только поиск красоты, но и смелость быть собой. 

Пандемия помешала…

В 2020 году Аня решила принять участие в престижном художественном конкурсе в Лондоне. Ее работы вошли в число финалистов, и художницу пригласили на выставку, где были представлены ее картины.

– Организаторы прислали потрясающее письмо-приглашение на праздничный вечер. Игристое, икра, дресс-код – все обещало, что это будет грандиозное мероприятие, – вспоминает Аня. – Но всего через две недели мир узнал о вспышке коронавируса, и моя поездка сорвалась буквально перед вылетом. Было обидно, ведь я так хотела лично побывать там.

Из-за ограничений пандемии доставить картины вовремя оказалось практически невозможно и чрезвычайно дорого. Организаторы нашли выход: они распечатали ее работы в оригинальном размере, и репродукции все же стали частью экспозиции.

Аня была рада и такому исходу событий, в конечном итоге ее портфолио пополнилось работами мирового уровня.

Кисть дает уверенность.

Сегодня Аня работает как самозанятая художница и сотрудничает с одним из крупных московских маркетплейсов современного искусства. Каждый день она посвящает несколько часов работе: выполняет заказы, ищет новые контакты и предлагает проекты для сотрудничества.

Несмотря на то, что как художник и творческая личность девушка пользуется признанием, ей приходится сталкиваться с определенными трудностями.

– Бывает, когда долго нет клиентов, кажется, что все зря, и хочется все бросить, – делится Аня. – Но в такие моменты я просто рисую дальше, даже если совсем нет вдохновения. Это всегда меня спасает. Если я долго не беру кисть в руки, становлюсь злой, как будто что-то внутри меня ломается. Но стоит немного порисовать – все возвращается на свои места: я обретаю гармонию и снова чувствую себя собой.

Когда я спрашиваю, как она отнесется к тому, что ее дети, возможно, тоже захотят стать художниками, Аня улыбается.

– Это очень сложная профессия, особенно если у тебя нет связей в этой сфере. Семьи художников, как и семьи ботаников, создают династии, которым легче развиваться. Но рисование – это невероятное творческое занятие, которое приносит радость и внутреннее удовлетворение. Если мои дети выберут этот путь, я сделаю все, чтобы их поддержать.

Кстати.


Узнать Анну Filshir не только как художницу можно, прочитав небольшое интервью о ее жизни по этому qr-коду.

Анастасия Смирнова. Фото из личного архива Анны Филипповой-Широкой.

На фото: 1. Анна FilShir. 2. Валерий Филиппов. 3. «Похищение». Для своих работ Анна использует красную тушь, перо и кисти.



Следите за нашими новостями в удобном формате