Джакомо Менегарди: «В Нижнем мне впервые в жизни подарили цветы»

Джакомо Менегарди: «В Нижнем мне впервые  в жизни подарили цветы»

В минувшую пятницу в Концертном пакгаузе прошел завершающий концерт нижегородской сессии зимнего фестиваля Pianissimo. Солистом выступил молодой итальянский пианист Джакомо Менегарди, участник и победитель многих европейских музыкальных конкурсов.
Финал этой протяженной музыкальной феерии оказался мощным и ярким: продемонстрировав публике владение разнообразным репертуаром («Эстампы» Дебюсси, этюд-картина № 2 Рахманинова, «Шотландская соната» Мендельсона и «Картинки с выставки» Мусоргского), артист вызвал шквал аплодисментов и восторженное «Браво!», получил в благодарность букеты цветов, отыграл три биса (и, казалось, мог играть на бис бесконечно), а потом выдержал натиск поклонников (в основном, поклонниц), которым подписывал автографы, позировал на фото, широко улыбался и по-русски говорил: «Спасибо».
Мы побеседовали с Джакомо Менегарди после концерта и вместе с ним удивились некоторым событиям, которые произошли с ним в Нижнем.

Российский дебют.

– В каком городе Италии вы проживаете? Как стали музыкантом? Повлияла ли на ваш выбор семья?

– Я начал играть на фортепиано, когда мне было пять лет. Но я слушал фортепиано практически с самого рождения. Сохранились семейные видеозаписи, на которых я танцую под звуки «Турецкого марша» Моцарта, когда мне был всего один год. Мои родители очень сильно любят классическую музыку, и когда мне было пять лет, они спросили меня, хочу ли я играть на каком-нибудь инструменте. И я ответил, что, да, конечно же, на фортепиано. 

В настоящее время я живу в городе Кастельфранко-Венето, который находится недалеко от Падуи, на севере Италии.

– Кто ваши учителя в музыке? Итальянцы?

– Да, мои учителя – итальянцы. Сначала я учился у Массимилиано Феррати, итальянского концертирующего пианиста, а затем у Бенедетто Лупо, преподавателя Нацио­нальной академии Санта-Чечилия в Риме. 

– В Нижнем Новгороде вы впервые. А в России?

– Я первый раз нахожусь и в России, и в вашем городе. Но я глубоко чувствую атмосферу русской музыки, и думаю, что это совсем другое дело – играть здесь, в этом месте, произведения русских композиторов, таких как Мусоргский, Рахманинов и другие, потому что здесь острее чувствуешь атмосферу русской культуры, русской музыки.

О русской музыке и русской публике.

– Вы исполнили сегодня очень разную музыку. А вам лично какая музыка более близка, какого композитора любите больше других?

– Могу сказать, что мой самый любимый композитор – Сергей Рахманинов.

– Замечательно! Об этом иногда спорят даже русские музыканты, но Рахманинов, действительно, номер один! А почему вы выбрали для сегодняшней программы «Картинки с выставки» Мусоргского?

– Когда я был ребенком, то много раз слушал тему «Прогулки» из «Картинок», она мне очень нравится. В течение многих лет я хотел сыграть это произведение и, наконец, в прошлом году выучил его.

– Я не случайно задала этот вопрос. Дело в том, что здание, в котором мы с вами находимся, выстроено внутри стальных каркасов бывшего главного выставочного павильона, который здесь, в Нижнем Новгороде, работал во время 16-й Всероссийской выставки в 1896 году, а был изготовлен для 15-й Всероссийской выставки, проходившей в Москве в 1882 году. Эти стальные конструкции на семь лет старше Эйфелевой башни! Именно в этом Концертном пакгаузе «Картинки с выставки» звучат наиболее исторично, аутентично. Благодаря вашей интуиции творца, музыканта вы попали в нужную точку. 

– Ну что ж, замечательно, что так много вещей нас объединяют и пересекаются друг с другом в нужное время в нужном месте.

– Какие у вас впечатления от концертного зала, от акустики?

– Мне очень понравился этот зал, акустика на сцене была идеальной, и было очень легко играть. А звук окружал весь зал в целом, проникал сквозь это пространство. Это уникальное звучание.

– Что вы скажете про окно за сценой, через которое мы видим сердце города, гуляющих людей, что создает интересный опыт, которого, может быть, нет больше нигде в мире?

– Я согласен, пожалуй, такого нет больше нигде. Реальная жизнь по ту сторону окна может вызвать вдохновение, а также способствовать тому, чтобы пианист черпал вдохновение из музыки.

– Где, в каких странах вы выступаете с концертами?

– Чаще всего я выступаю в Италии, у меня много концертов там. Также я много раз давал концерты в Испании, Германии, выступал в Шотландии, Ирландии, Японии.

– Вопрос с юмором, но актуальный: почему вы не побоялись приехать в Россию сейчас, когда в Европе нашу страну представляют страшной и ужасной?

– Ну, это не так. Не надо смешивать политику и музыку. Я не думаю о проблемах политических, я думаю только о музыке.

– Есть ли желание еще приехать в Россию?

– Конечно!

– Как вам Нижний Новгород? Удалось ли увидеть город?

– Да, но только из машины, потому что мы не ходим пешком (смеется). Но мне очень понравилось репетировать в этом концертном зале. Я был здесь один, и мне было приятно черпать вдохновение в этом месте.

– Кстати, Волга, которую вы могли видеть из окна концертного зала, – самая длинная река…

– России, да, я знаю.

– Нет, не только России, но и Европы.

– Да? Этого я не знал.

– А как вам нижегородская публика? Есть ли какие-то отличия русской от, скажем, европейской публики?

– Да, я почувствовал разницу, и мне очень понравилась ваша публика, потому что она очень благодарная. На самом деле, я очень рад, что играю у вас. Здесь действительно зрители лучше, чем в остальной Европе, где нет такого большого количества горячих, восторженных людей и таких эмоций, которые публика дарит музыканту. И вообще, я здесь впервые получил цветы от публики, чего у меня еще в жизни не было. И наверняка никогда не получу их в Италии, потому что у нас нет такой традиции – дарить цветы музыкантам на сцене.

– Но можно ли сказать, что наша публика такая же горячая, как итальянская?

– Ваша публика – пылкая, сердечная, горячая, пламенная. По-итальянски это можно обозначить одним словом – calorosа. Не знаю, как это будет по-английски.

– Спасибо вам за вашу музыку и добросердечие! Приезжайте к нам еще!

Беседовала Светлана Высоцкая. Фото: Geometria, предоставлено Нижегородским театром оперы и балета

Следите за нашими новостями в удобном формате