Про англофеню

О засилье английского языка в нашей с вами жизни говорить, что воду в ступе толочь. Это как циклон или антициклон, который неизвестно где формируется и накрывает собой огромные территории.
И все-таки в нынешней английской языковой буре (не пишу экспансии) есть стороны, касаемые лично каждого из нас, потому что культура, степень постижения родного языка подсказывают нам границы возможного использования языка английского.
Когда же этих границ нет, а есть мода, бездумное подражание, тусовочная корпоративность и прочее и прочее, то наступает час, по одному замечательному выражению, англофени. Можно сказать, и дурновкусия, когда английские слова и фразы окутывают как табачным дымом речь говорящих.
По одному нижегородскому телеканалу выступал популярный ведущий программ новостей и комментировал приход в Законодательное Собрание нового состава депутатов.
Свою информационную реплику, в которой не было ни тени иронии или какого- то юмора, он, обращаясь к депутатам, закончил гласом, вырвавшимся из души: "Вэлком!" Элементарный, но классический образец англофени. Почему нельзя было поприветствовать означенных депутатов по-русски, неизвестно, хотя, впрочем, понятно. "Вэлком!" - это немножко круто, соответствует сигналу о свободе и демократизме телеведущего и таит крохотный намек для его поклонниц, что с английским у кумира все в порядке, все о'кей. Англофеня - это, не побоюсь иностранного слова, феномен нашего языкового поведения в нынешние времена. К нему-то мы еще вернемся.
А пока все-таки обратим свои взоры на улицы любимого города, вот уж где англофеня получила свое, если не законченное, то вольное и безграничное воплощение.
Побродите по центру Нижнего и посчитайте вывески, написанные латиницей. Со счета собьетесь очень скоро.
Причем иногда вроде бы это мотивировано. Торгуют маркой автомобиля, поэтому и пишут, скажем, на вывеске: "Mazda". Но в городе полным- полно рекламы, вывесок, названий, где английские слова, латиница - это в основном, конечно, дурной кураж и англофеня. С грустью прохожу каждый свой рабочий день мимо "Варварки Street". Усмехаюсь, когда читаю название заведения "Relax".
Ну и так далее по бесконечной.
И что бы мне там ни говорили, я понять не могу, почему в хорошем русском городе в его уличном убранстве такое засилье иностранных слов и латиницы. "Варварка Street" бьет в глаза чуть-чуть от того места, где стояла когда-то церковь Варвары- великомученицы, почитаемой православной святой.
Это же надо дойти до такого балбесничанья, чтобы исковеркать родное имя до торжества англофени.
Знаю, что в моих сетованиях далеко не все меня поддержат.
Скорее, определят рутинером времен Очакова и покоренья Крыма, который снова не наш. Ну, это уж как угодно. Мне обидно, когда в программах "Евроньюса" Россию причисляют к странам третьего мира. Но посмотришь на наши улицы - и вроде обижаться не надо, самый что ни на есть Габон или что там еще. Самоценность свою надо хранить и лелеять, а не выплескивать ее в пузырях англофени.
Нет, я не призываю "декретом Совнаркома" снять все иностранные названия и латиницу с улиц города. Я считаю, что необходимо поступить мудрее. Кому это нравится, пусть вывешивает соответствующие вывески и наслаждается.
Только надо понять, где и в какой стране мы живем, и, исходя из этого, согласиться, что за употребление иностранных слов, латиницы в оформлении улиц, площадей города должно платить особый налог. Как в свое время решили с использованием слова "Россия" в различного рода названиях.
Кто-то не захотел идти на дополнительные расходы, и гостиница "Россия" стала "Волжским откосом", кто-то ничего менять не стал, и название кинотеатра "Россия" находится в явном противоречии с его голливудским содержимым.
Тут уж дело, действительно, вольное.
Я убежден, что на каком- то уровне - городском или областном - надо принять закон, который оберегал бы самоценность русской речи, кириллицы в сегодняшней языковой круговерти.
Хотя бы на уровне "информационности" городских улиц. Те же господа, которые не могут обойтись без "street", "Royal" и прочая и прочая, пусть платят. И это должен быть специальный налог, который, если можно так сказать, не обезличивается. Его составляющая должна идти на поддержку русской культуры, русского языка, издание книг, на поддержку писателей, художников, творческих союзов. "Языковой налог", если он будет установлен, должен работать на процветание самобытности родных нам языка и культуры, создавая своеобразное противостояние англоязычному циклону (или антициклону, уж и не знаю).
Вывески и реклама - не единственное украшение города.
Это еще раз доказала нижегородская мэрия, готовясь всю весну и лето к празднованию Дня города. Осенние плоды этой деятельности всяк оценивает по-своему.
"Покровка под булыжником!" - такая радость прокатилась волной от чиновников до...
Вот до кого? Знакомая преподавательница университета рассказала мне, что ее дочь решила прогуляться по обновленной Покровке в новых туфлях на шпильках. Домой пришла босиком, потому что одна из шпилек застряла между кирпичами и вытащить туфлю в целости и сохранности не удалось. Туфли, между прочим, были приобретены за шесть тысяч рублей. После этого рассказа я стал изучать кирпичи под ногами.
И выяснилось, что покрытие, скажем, у гостиницы "Центральная" выложено из аккуратных, прямоугольных кирпичиков один к одному.
Здесь в шпильках можно просто бегать, так кирпичи плотно прижаты друг к другу. Но для Покровки почему-то выбрали кирпичики не прямоугольной формы, а немного закругляющиеся, что создало "щели" в сантиметр и более того. Хождение по этой улице для наших милых дам теперь проходит под непременным лозунгом: "Кто не ходит по Покровке, тот не рискует".
Надо, оказывается, проделать огромную работу, чтобы выяснить, что культура, эстетика не только в том, чтобы выложить улицу красивым кирпичом, но чтобы это было максимально удобно для горожан.
Это уже высшая математика.
Еще год назад я задался целью выяснить такие вопросы.
Кто автор уличных скульптур, установленных на Покровке?
На каком предприятии страны они отлиты? Работы эти эксклюзивные, то есть сделаны в одном экземпляре, или подобных фотографов, чистильщиков обуви, городских барышень, магазинных приказчиков пруд пруди? Приедешь куда-нибудь в Тверь, а там, глядишь, "наши", с Покровки то есть. И представляете, никто ответов на эти вопросы не знает, все отсылают куда-то наверх, к самому Вадиму Евгеньевичу Булавинову. Но мне с ним как-то запросто не удается поговорить (и не случится никогда), поэтому я только размышляю, ну почему же мы так нелюбопытны? И что же со вкусом нашим происходит?
Нет, я ничего против парковой, уличной скульптуры не имею. Она была, есть и жить ей да жить. Случалась "парковая скульптура", которая становилась символом времени, вспомним хотя бы "Девушку с веслом" Ивана Шадра.
Но все-таки есть такое понятие - мера. Когда безмерно главная улица города украшается однотипными по сюжетам, типажам, по технике исполнения скульптурными работами, то это, честно сказать, радует мало. Перебор это называется. Руководству академдрамы еле удалось отбиться: в мэрии почему- то решили, что истинным украшением площади перед театром станет скульптурное изображение козы. Его все-таки отодвинули от театра.
А зачем козе баян и театр тоже?
Театр "осчастливили" другой скульптурой. И здесь слово "осчастливили" я совершенно справедливо беру в кавычки. Евгений Александрович Евстигнеев - актер божьей милостью. Я думаю, любимый всеми. И есть очень тонкая грань, когда образ любимца начинает тиражироваться в масскульте. Вроде ничего обидного нет, помните, как эксплуатировали нашу легендарную троицу - Никулин, Вицин, Моргунов - производители сувениров. Но все-таки препровождать нашего замечательного актера в народный разгуляй - дело не совсем благородное. Мне так кажется. Дело вкуса и чувства меры. Будь моя воля, я бы скульптур подобных не ставил.
Но у чиновников свой взгляд на жизнь. Правда, в данном случае они забыли один существенный момент.
Например, объяснить журналистам, что скульптуру у драмтеатра ни в коем случае нельзя называть "Евстигнеев на скамеечке". Здесь история, отдаленно напоминающая случай с генпрокурором Скуратовым, и новое приобретение Покровки можно называть только так: "Человек, похожий на артиста Е.Евстигнеева, сидящий на скамеечке".
Длинно, но что делать?
Не дай бог дойдет до родственников Евгения Александровича - претензии их к Вадиму Евгеньевичу будут посерьезнее, чем претензии господина Митволя к нему же. Охранять надо и беречь - землю, красоту, память.
P.S. Англофеня - это слово, которое придумала наша поэтесса Марина Кулакова.
Когда-то она сочинила филологический тост, облетевший всю страну: "За сбычу мечт!".
И вот еще одно грустно-ироничное словечко в наш словарь.

Следите за нашими новостями в удобном формате