Газовый шантаж, или Как нижегородцам навязывают дополнительные услуги

Газовый шантаж, или Как нижегородцам навязывают дополнительные услуги

Я не понимаю, за что с меня взяли 900 рублей во время проверки  газового оборудования в квартире», – недоумевает жительница Нижнего Новгорода Татьяна. По ее словам, за его обслуживание она уже заплатила по квитанции, которую ей присылала в конце 2023 года  компания «Газпром газораспределение Нижний Новгород». 

Пригрозил отключением.

В то время изменилось законодательство, и нижегородцы обязаны были заключить договоры на обслуживание внутриквартирного газового оборудования с поставщиком газа в дом, что женщина и сделала. Между тем, когда наступил черед исполнения договора, проверять газовое оборудование в декабре 2024 года в квартиру пришел сотрудник подрядной организации, которую наняла газораспределительная компания. Он заявил, что у Татьяны плита старая, установлена больше десяти лет назад, поэтому за ее проверку придется заплатить, или он отключит газ. Разумеется, она заплатила.

– Но насколько законны были действия представителя газовой организации? – теперь сомневается хозяйка квартиры. – Ведь он должен был провести обслуживание газового оборудования в соответствии с уже оплаченным на то договором.

С просьбой прояснить ситуацию редакция отправила запрос в компанию «Газпром газораспределение Нижний Новгород». Там на вопрос об отключении газа, если в квартире установлена плита, срок эксплуатации которой уже истек, хотя она и в рабочем состоянии, ответили, что это регулируется статьей 80 постановления правительства России № 410 от 14 мая 2013 года «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования». 

В документе говорится, что сотрудник газовой службы может приостановить подачу газа только с предварительным письменным уведомлением жителя квартиры или дома. Приостановка происходит в трех случаях. Во-первых, если человек два раза отказал в допуске для проверки газового оборудования специализированной компании. Во-вторых, если у него нет договора на техническое обслуживание газового оборудования. В-третьих, если истек срок службы (он указывается в паспорте!) данного оборудования, установленный изготовителем, а положительного заключения его диагностики нет. 

Причем в постановлении говорится, что приостанавливается подача газа не раньше, чем через 40 дней после того, как направлено первое уведомление, и не ранее чем через 20 дней после направления второго уведомления. В них газовая служба должна сообщить о причинах, почему намерена приостановить подачу газа. 

В нарушение закона.

– По окончании проведения проверки газового оборудования газовщик обязан составить акт сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг) в двух экземплярах, подписать его и указать в нем, в том числе, перечень выполненных работ (оказанных услуг), – объясняет юрист, адвокат, заместитель заведующего адвокатской конторы 

№ 18 Нижнего Новгорода Олеся Шулева. – Несоставление такого акта работником является нарушением законодательства, поэтому его необходимо затребовать. Если собственник квартиры не согласен с итогами проведенной проверки и результатом оказанных услуг (выполненных работ), он вправе изложить в акте особое мнение, касающееся результатов выполнения работ, или приобщить к акту свои возражения в письменной форме, о чем делается запись в акте.

По словам адвоката, правила поставки газа не предусматривают взимания платы с потребителя за проведение ежегодной проверки. Это же закреплено в постановлении правительства России № 410 от 14 мая 2013 года. В документе говорится, что «исполнитель обязан осуществлять ежегодное техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования с учетом минимального перечня услуг (работ) по техническому обслуживанию и ремонту». 

Порядок оплаты за техобслуживание, как сообщила Олеся Шулева, устанавливается теми же правилами № 410 и рассчитывается на основании тарифов, которые принимает поставщик газа в соответствии с методическими рекомендациями Федеральной службы по тарифам. Платить за плановое техобслуживание клиент газовой службы может, в зависимости от условий заключенного договора, как в виде абонентской платы, так и по факту выполненных работ. 

Например, часто товарищества собственников жилья (ТСЖ) самостоятельно заключают договоры на обслуживание газового оборудования от имени собственников квартир. И последние оплачивают сумму абонентской платы за плановое техобслуживание ежемесячно в своих квитанциях. Когда же сотрудник газовой компании при осмотре оборудования помимо абонентской платы требует дополнительную плату, то это незаконно. 

Очередной развод?

В компании «Газпром газораспределение Нижний Новгород» в своем ответе на запрос редакции, по сути, повторили комментарии юриста: «Оценка технического состояния газового оборудования проводится в ходе выполнения работ по техническому обслуживанию газового оборудования, при этом дополнительная плата не взимается». 

В газораспределительной организации отмечают, что стоимость договора на техническое обслуживание внутриквартирного или внутридомового газового оборудования может измениться, если будет выявлено его несоответствие фактическому положению дел. Например, количество используемого оборудования в квартире может быть либо больше, тогда сумма увеличивается, либо меньше. Например, при заключении договора человек указал варочную поверхность, а проверяющий обнаружил еще и газовую духовку. Но и в этом случае доплачивать придется либо по выданной квитанции в течение пяти дней с момента проведения работ, либо через кассовый терминал сотрудника, пришедшего с проверкой. 

Татьяна же платила вовсе не по расчетным счетам поставщика газа, да и газового оборудования у нее оказалось даже меньше, чем заявлено (духовка не газовая, а электрическая!). Правда, как отмечают в компании «Газпром газораспределение Нижний Новгород», субподрядные организации, сотрудник одной из которых пришел к нашей читательнице проверять газовое оборудование, могут заключать с жильцами квартир дополнительные договоры на техническое обслуживание. И в рамках этих договоров брать за свои работы деньги, что, видимо, и произошло. 

Однако нижегородка замечает, что договор с компанией «СаяныЭнергоСервис», на чей счет ушли ее деньги, она так и не увидела. И даже не поняла, что она подписала и за что дополнительно заплатила? Сотрудник проверяющей компании потребовал с нее сумму больше, чем написал в акте сдачи-приемки выполненных работ. В нем он указал только 479 рублей, то есть половину от оплаченной ею суммы. Все это, по ее словам, теперь видится как очередной развод...

Навязанная услуга.

Она сравнила перечень услуг и работ, которые оплатила по акту сдачи-приемки, с «бесплатным» минимальным перечнем по техническому обслуживанию газового оборудования. За него наша героиня заплатила еще по квитанции в 2023 году. И не нашла различия. Согласно минимальному перечню, проверяющий за авансовый платеж должен выявлять неисправности «бытового газоиспользующего оборудования» и определять возможности его дальнейшей эксплуатации. За это Татьяна, как раз, как сообщил ей проверяющий, и заплатила! 

Всего в минимальный перечень входит 15 пунктов, которые газовщик должен выполнить, придя в дом или квартиру, на проверку газового оборудования. Данный перечень является приложением к правилам пользования газом, которые утверждены постановлением правительства № 410 от 14 мая 2013 года.

– Фактически требование оплаты «за проверку» оборудования от сотрудника газовой компании является неправомерным навязыванием услуг, – констатирует Олеся Шулева. – В соответствии с пунктом 3 статьи 16 закона «О защите прав потребителей» исполнитель не вправе без получения согласия потребителя выполнять дополнительные работы или оказывать дополнительные услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ или услуг. А если они оплачены, – вправе потребовать от продавца или исполнителя возврата уплаченной суммы.

Причем, по словам юриста, согласие владельца квартиры на дополнительные работы по обслуживанию газового оборудования должны быть зафиксированы письменно. А если житель дома не согласен, он может уточнить фамилию, имя, отчество и должность пришедшего сотрудника и обратиться в газовую компанию, чтобы там провели проверку действий своего работника. Также для пресечения подобных случаев юрист рекомендует написать жалобы в Роспотребнадзор и Государственную жилищную инспекцию Нижегородской области. В обращении описать сложившуюся ситуацию и потребовать провести проверку действий работников  компании на соответствие законодательству России.

Светлана Муратова. Фото Александра Воложанина.

Следите за нашими новостями в удобном формате