О тяжелых годах российского государства рассказывала программа, прозвучавшая в филармоническом концертном зале 29 января. Прошла она в рамках авторского абонемента «Партитуры с историей», то есть музыка совмещалась с комментариями Артема Варгафтика.
Иван Васильевич меняет историю.
В концерте прозвучали увертюры к «Царской невесте» и «Псковитянке» Римского-Корсакова. Оба произведения Николая Андреевича, по сути, представляют собой мелодрамы на исторических событиях. В центре сюжета первой оперы – отравление предназначенной Ивану Грозному «царской невесты» Марфы Собакиной, вторая связана с судьбой и гибелью внебрачной дочери монарха. Впечатление однозначное: развернутая, наполненная драматизмом и тематическими конфликтами увертюра к русской опере тянет на полноценное симфоническое произведение.
– Эпоха Ивана Грозного привела к очень тяжелым последствиям для всей отечественной истории, – заявил ведущий, имея в виду, в том числе, пресечение правящей династии.
Исторически Ивана Грозного сменил на троне Борис Годунов. Соответственно, в программе филармонического вечера на смену кровавым драмам из жизни Иоанна IV пришел психоаналитический триллер, посвященный правлению Бориса Федоровича. Прозвучали сцена венчания на царство, первый и предсмертный монологи царя Бориса.
Кстати, «Псковитянка» Римского-Корсакова и «Борис Годунов» Мусоргского сочинялись не только в одно и то же время, но и в одном и том же месте, то есть в одной квартире, которую Римский-Корсаков и Мусоргский снимали в доходном доме на Пантелеймоновской улице в Петербурге. И более того, рождались обе оперы за одним и тем же роялем, пользование которым два композитора делили по часам.
В память о бесценной услуге.
Второе отделение концерта выстроилось на материале глинкинской оперы «Иван Сусанин»: увертюра (вновь пропитанная симфонизмом), польский бал, предсмертная ария Сусанина.
Как напомнил Артем Варгафтик, в июле 1613 года новый царь, избранный Земским собором, Михаил Романов – внучатый племянник матушки Федора Иоанновича и первой жены Ивана Грозного – был коронован в Москве и приведен к присяге. Через шесть лет после своей коронации Михаил Федорович издаст специальный указ, в котором гарантирует налоговые льготы на очень значительную сумму потомкам крепостного крестьянина своей же собственной деревни Домнино Костромской губернии Ивана Сусанина. В документе указаны дочь Сусанина Антонида и некий Богдашка Собинин. Указ – благодарность за бесценную услугу, которую его царскому величеству оказал Иван Сусанин, спасая от лихих польско-литовских людей. Это единственный исторический документ, в котором упоминается Иван Сусанин. На нем основана одна из главных легенд русской истории и первая классическая русская опера. Кстати, изначально она называлась «Жизнь за царя», так как опера «Иван Сусанин» уже существовала, написанная капельмейстером Императорских театров Катерино Кавосом за 20 лет до Глинки.
Наслаждение без спешки.
В концерте участвовали камерный хор «Нижний Новгород» и АСО филармонии. Московский солист Олег Цыбулько ярко представил и Бориса Годунова, и Ивана Сусанина. Поначалу «не хватало» хорового звучания, что не очень удивительно: в опере на сцену выходят не менее сорока голосистых хористов, оркестр же размещается в яме, не заглушая их. В филармонии же организация пространства иная: оркестр занимает всю сцену, а относительно небольшой хор, еще позиционирующий себя как камерный, задвинут вглубь. Но приспособились и были убедительны.
Маэстро Владимир Понькин, в тот вечер находившийся за дирижерским пультом, слегка удивил небыстрыми, размеренными темпами, но как роскошно разворачивались перед слушателями великолепные партитуры! Возможно, мы слегка развращены темпераментным исполнением тех же русских увертюр и польских танцев, которые своей «удалью» и общим драйвом так и подталкивают многих дирижеров подбавить эмоций и сыграть «побыстрее», что не всегда хорошо. Тут не могу не вспомнить историю конца прошлого тысячелетия, когда в одном из крупных региональных театров давали «Спящую красавицу», и этим же вечером ожидалась трансляция очень важного матча чемпионата мира по футболу. Оркестранты и дирижер были неистовыми болельщиками и, чтобы успеть к телевизору… сыграли балет на двадцать минут быстрее, чем обычно, к изумлению публики и ненависти танцовщиков.
Мария Федотова. Фото Александра Воложанина.