Счастье в отношениях не зависит от возраста

Счастье в отношениях не зависит от возраста

Любовь измеряется не только годами, но и испытаниями, которые ей выпадают, а День святого Валентина – не только про конфеты, валентинки и романтические ужины. Это повод еще раз поблагодарить жизнь, которая подарила любимого человека, и уделить ему внимание. Одни пары проходят через долгие разлуки, другие – через судьбоносные встречи, которые меняют все, как это было, например, у нижегородцев Шаровых – Людмилы и Владимира. Познакомились они еще в пятом классе, прошли сквозь трудное время в стране, военную службу и даже опасные для жизни повороты судьбы, но остались вместе. Дарья и Алексей – молодая пара, чья любовь началась с первого взгляда на катке и выдержала проверку расстоянием, временем и современными изменениями мира. Обе истории – о настоящих чувствах, которые не меркнут ни через восемь лет, ни через полвека.  Рассказаны они самими нашими героями. 

Владимир и Людмила Шаровы.

– Как и когда вы познакомились?

Людмила: В 1965 году мы учились в пятом классе. После новогодних праздников и зимних каникул моя семья пере­ехала, и я поступила в новую для меня 93-ю школу. Наш класс был очень дружным: мы вместе ходили в театр, участвовали в субботниках, собирали металлолом. И была традиция – каждый год 

9 мая мы всем классом ездили отдыхать на речку Пыра. Там я варила уху из сайры. А в восьмом классе началось самое интересное – первые «ухаживания». Мы с моей подругой Таней сидели за третьей партой, а Володя с его товарищем – прямо за нами. У меня была коса ниже пояса. Однажды Володя развязал мой бантик и привязал косу лентой к парте. Когда учитель вызвал меня к доске, я встала… вместе с партой.

Владимир: Это было хулиганство… Мне просто хотелось привлечь ее внимание. Она всегда была невероятной красавицей – черные глаза, длинные ресницы… (с нежностью перебивает Владимир Иванович).

Людмила:  Он тут же получил учебником по своей кудрявой голове. (Людмила Юрьевна улыбается и спешит достать фотоальбомы со школьными фото­графиями.)

Людмила: Володя был кудрявым, за это его все звали цыганом. Тогда было модно носить длинные волосы – мальчишки подражали The Beatles. Завуч школы стояла в коридоре и отлавливала тех, кому считала надо стричься. Но только Вовочка мог ходить с длинными волосами – он был любимым учеником…

– В какой момент вы стали парой?

Владимир: В 1974 году я учился на последнем курсе военно-морского училища в Ленинграде. Люда в это время жила в Горьком, работала на заводе «Красное Сормово» и училась на вечернем. Однажды она приехала в Ленинград в командировку – в составе группы инструкторов-программистов. Я даже не знал об этом…

Людмила: Пока я была в Горьком, он часто звонил. Бросит 15 копеек в автомат и молчит, пока они не закончатся. Я спрашиваю: «Ты чего молчишь?» А он: «Тебя слушаю». Однажды он снова позвонил домой, а трубку взяла моя мама: «Да ты что, Володь! Люда уже месяц как в Ленинграде учится. А сегодня она пойдет в какой-то театр на Невском». В тот вечер, выходя из «Музкомедии», я спокойно направилась на квартиру, где жила – ведь меня никто не ждал. И вдруг слышу: «Люда! Я тебя нашел!»

Владимир: В тот же год я снова нашел ее – на параде на Дворцовой площади 9 Мая. Не знаю, что это было… Чутье…

Людмила: Представьте себе огромную Дворцовую площадь: Александровская колонна, южный фасад Зимнего дворца, зажженные Ростральные колонны и факелы на Петропавловской крепости… Я, со своим ростом – полтора метра, протиснулась поближе к перилам Дворцового моста, чтобы лучше видеть парад. Вдруг меня кто-то похлопал по плечу: «Девушка, вас там морячок зовет».

– Владимир Иванович, вы верите в особую связь между людьми, когда сердце подсказывает, где искать своего человека?

Владимир: Конечно. Даже если это какая-то мистика… Так было всегда, с пятого класса. Даже во время боевой службы, которая длилась от полутора до трех лет, я чувствовал эту связь каждый день.

– Расскажите о вашем самом любимом воспоминании друг о друге.

Владимир: 19 мая.  Петергоф. Открытие фонтанов. В тот день я сделал Людмиле предложение. Это было сразу после нашего выпускного вечера, который мы провели вместе. А уже 23 июля 1974 года она официально стала моей женой. В этом году мы отметили 70 лет знакомства и 50 лет счастливого брака. 

Людмила: У меня не одно любимое воспоминание, а целых три – это дни, когда родились наши дети. В 1975 году появился наш старший сын Сергей. Помню, Володю срочно вызвали домой по телеграмме – у меня были сложные роды. Они с сыном впервые увиделись, когда малышу было уже 11 месяцев. Затем у нас родилась дочь Наташа. Володя тогда был в плавании в Красном море, а я осталась одна с новорожденной дочкой. Я обводила на бумаге ладошки и ступни растущих детей и отправляла мужу в письмах. Пока был в море, он в письмах видел, как растут наши дети. Но когда Володя приезжал домой, для детей это всегда был настоящий праздник. В 1989 году у нас родился младший сын Антон. Оба наших сына пошли по стопам отца – стали военными. Антон сейчас отстаивает честь страны в зоне спецоперации. А еще мы стали счастливыми бабушкой и дедушкой – у нас четыре внука и две внучки!

– Можно ли простить измену?

Людмила: Я бы никогда не простила. Измена – это уже не любовь. Это предательство.

Владимир: Ни в коем случае. Есть мнение, что мужчины изменяют чаще, потому что это заложено природой. Я с этим не согласен. Если ты выбрал человека и предал его, то, в первую очередь, предал самого себя.

– Были ли в вашей семье кризисы, когда казалось, что вы можете потерять друг друга?

Людмила: Мы никогда сильно не ругались, Володя ни разу не поднимал на меня руку, только иногда по-армейски повышал голос. Но в 2012 году я попала в аварию… Тогда нам обоим было страшно… 

(В этот момент Людмила Юрьевна покрас­нела, а в глазах блеснула влага. Владимир, обхватив ее локоть широкой ладонью, мягко поглаживал ее руку.)

Владимир: Мы поехали в гости к сыну и на объездной у Павлова наша машина столкнулась с бензовозом. Люда сильно пострадала. Когда приехала скорая, фельдшер с тревогой в глазах спросила: «Вы муж? Садитесь быстрее, мы ее не довезем, вы успеете попрощаться».

– Что вас спасло?

Владимир: Любовь.

– Как вы считаете, что самое важное в отношениях?

Людмила: Терпение и взаимоуважение. В молодости, конечно, главное – это любовь: чувства, бабочки в животе, брызги шампанского… Но с годами, когда эмоции отходят на второй план, становится важно поддерживать друг друга, уметь уступать, идти на компромиссы и договариваться.  Володя, например, смирился с моим хобби – шитьем. Говорит, что оно отнимает у меня слишком много времени, лучше бы мы вместе больше гуляли. Часто слышу от него: «Опять твоя машинка стучит». Он поворчит, а я промолчу – и все снова встает на свои места. А в тяжелые 90-е годы мое увлечение очень выручало: я шила одежду на заказ, когда зарплату задерживали по несколько месяцев.

– Владимир Иванович, а что для вас самое главное в браке?

Владимир: Главное – оставаться самим собой и продолжать любить друг друга. Учиться понимать, не рубить с плеча. Но, прежде всего, важна верность.

– Как вы думаете, чему бы вы могли научиться у современной молодежи?

Людмила: Мы очень гордимся внуками. Они настоящие трудоголики.

Владимир: Наш внук Артем учится на первом курсе университета, а его девушка оканчивает колледж. Оба еще очень молоды, но уже работают, у них совсем нет свободного времени, даже к нам приезжают редко. Это очень самостоятельное поколение.

– Есть ли в вашей семье особенные традиции?

Владимир: Каждый праздник мы накрываем стол и собираемся всей семьей.

Людмила: А наш главный семейный праздник – День Военно-Морского флота, он отмечается в последнее воскресенье июля. В этот же день мы поженились. В большой комнате на стене висит старый военно-морской флаг – он напоминает нам о нашей любви.

Алексей и Дарья Павловы.

– Как и когда вы познакомились?

Дарья: Мы всегда учились в одной школе в Павлове, но впервые по-настоящему обратили друг на друга внимание в 2017 году – на катке. Леша засматривался на меня, а уже вечером написал в соцсетях и предложил познакомиться поближе. Тогда я училась в восьмом классе, а Леша – в девятом. (Сейчас ребятам 22 и 24 года соответственно.)

Алексей: Она меня сразу зацепила своей внешностью – таких красивых девчонок мало… Сначала мы просто дружили и переписывались, а первые три месяца я заходил за ней каждое утро, чтобы вместе идти в школу.

Дарья: Это был настоящий букетно-конфетный период. Леша часто дарил мне розы. Придет за мной утром – оставит где-нибудь цветок, встретит после уроков – подарит еще одну розу, просто так, без повода. У меня дома почти всегда стояла свежая роза в вазе.

– В какой момент вы стали парой?

Дарья: Почти каждый день мы гуляли вместе. Не проходило и дня, чтобы мы не виделись. А через три месяца он меня поцеловал. С этого момента мы поняли, что влюбились друг в друга. С тех пор прошло уже восемь лет. Я тогда жила с бабушкой, и она часто приглашала Лешу в гости. Постепенно он познакомился со всей моей семьей и стал ее частью.

Алексей: У Даши есть корейские корни, о которых я не знал. Внешне это не так сильно проявляется, поэтому я и не догадывался. Но однажды пришел к ней в гости 8 Марта, захожу в зал – а там ее родственники. Впервые в жизни вижу столько корейцев! Честно говоря, тогда я сильно удивился.

Дарья: Потом стало сложнее – бывало, кто-то из нас болел, и мы долго не виделись, или Леша уезжал на соревнования в Краснодар.

Алексей: После школы я поступил в медколледж, а Даша сдала экзамены и поступила в лингвистический университет.

(На первом курсе я жила с Дашей в одной комнате в общежитии. Она уезжала почти каждые выходные, чтобы увидеться с Лешей – они очень скучали друг по другу. Помню, как она накрывалась одеялом и тихонько, лежа на кровати под окном, разговаривала с ним по телефону, пока наши соседки учили языки. А осенью, после полуночи, Леша приезжал к Даше, и они разговаривали через окно, потому что комендант не выпускала никого из общежития.)

Алексей: Самым долгим периодом разлуки стала служба в армии – тогда нам пришлось провести вдали друг от друга целый год.

– Как вы считаете, существуют ли отношения на расстоянии?

Дарья: Если оба этого хотят, то, конечно, да. Мы несколько лет встречались на расстоянии. Даже когда Леша был в армии, я приезжала к нему каж­дые две недели – пусть даже на несколько минут, но для нас это было важно. Только два года назад, когда Леша вернулся из армии, мы решили съехаться. А спустя год совместной жизни он сделал мне предложение.

– Леша, когда ты понял, что уже пора?

Алексей: Мне не нравилось, когда родственники и друзья постоянно спрашивали об этом. Я никогда никого не слушал в этом вопросе, но однажды просто проснулся и понял – сегодня сделаю предложение. После работы я купил кольцо, договорился с братом и подругой Даши, чтобы устроить красивый вечер, и организовал ужин-сюрприз.

Дарья: Я даже не знала, будет ли этот вечер особенным, потому что все произошло очень спонтанно. Хорошо, что интуиция подсказала мне, что стоит принарядиться.

– Расскажите о вашем самом любимом воспоминании друг о друге.

Дарья: Мы оба никогда не были в Питере. В марте 2023 года спонтанно решили устроить себе небольшие каникулы в культурной столице. Сначала мы откладывали деньги на поездку на море, но в какой-то момент решили: а почему бы не жить здесь и сейчас? И это оказалось лучшим решением! Даже сама дорога была особенной: мы ехали на верхних полках купе более 10 часов, держались за руки, болтали, а под нами тоже путешествовала семейная пара. В Петербурге мы много гуляли пешком, стараясь прочувствовать дух города. Такси вызвали только однажды – когда уставшие, замерзшие, но счастливые, досмотрели разведение мостов над Невой.

Алексей: А уже в августе 2024 года, после этой поездки, мы поженились. Сразу после свадьбы улетели в Египет – это было мое первое путешествие на самолете и первый раз на море. Я рад, что эти моменты мы пережили вместе. Но самое сильное и в то же время необычное воспоминание – момент в ЗАГСе и у алтаря. Я не испытывал страха, но осознавать, что рядом со мной уже не просто моя девушка, а моя жена – это было невероятное чувство. В тот момент мне казалось, что все это не со мной…

– Можно ли простить измену?

Дарья: Нет. Я уверена, что каждый человек способен контролировать свои чувства и поведение. Измена – это осознанный выбор, и я сомневаюсь, что кого-то можно заставить предать своего партнера.

Алексей: Полностью поддерживаю. Даже алкоголь не может быть оправданием. Лично я на вечеринках всегда ясно даю понять, что со мной бесполезно флиртовать. Правда, есть и обратная сторона медали – все контрольные, курсовые и диплом мне пришлось писать самостоятельно…

– Как вы считаете, что самое важное в отношениях?

Дарья: Поддержка и взаимопонимание. Здорово, когда вы с партнером на одной волне и понимаете друг друга с полуслова. Важно быть проще и не зацикливаться на стереотипах. Я благодарна Леше за то, что он разделяет эту позицию. Например, если я устала, то могу не готовить ужин – мы просто заказываем пиццу, смотрим фильм и общаемся. Или если после поездки накопилось много домашних дел, мы сначала отдыхаем, а потом спокойно решаем все задачи.

Алексей: Недавно мы осознали, как важно разделять домашние обязанности. Даша готовит и убирает, а я мою посуду, выношу мусор и очищаю робот-пылесос. Кажется, что это мелочи, но именно из таких вещей складывается комфортная жизнь. Ну и, конечно, в отношениях важно уметь уступать. Все-таки мы партнеры, а не соперники. Не стоит ждать первого шага от любимого человека – лучше сделать его самому.

– Как вы думаете, чему бы вы могли научиться у взрослого поколения?

Дарья: Мне кажется, мы потеряли традицию поддерживать семейные ритуалы. Если говорить о свадьбах, то раньше родственники устраивали выкуп невесты, пекли каравай, накрывали огромные столы даже после ресторана. А сегодня многие молодожены предпочитают просто расписаться в кругу семьи и друзей, а потом сразу отправиться в свадебное путешествие.

Алексей: Мне лично не хватает семейных застолий, как раньше. В моей семье до сих пор принято собираться большой компанией родственников и друзей, но у современных людей все иначе – все заняты, много работают, встречаются небольшими компаниями и реже выбираются куда-то всей семьей.

Дарья: Хотя у нас тоже есть одна забавная традиция – точнее, даже игра. Я репетитор английского, и Леша часто невольно становится слушателем моих занятий. Иногда перед сном мы играем в слова на английском. Например, выбираем тему «дом и квартира», и я спрашиваю у Леши: «Как по-английски будет потолок?»

Алексей: Избежать этой игры мне ни разу не удалось…

– Как вы отнесетесь к тому, чтобы прямо сейчас придумать для вашей семьи первую традицию?

Дарья: Леша, давай каждую годовщину свадьбы встречать на море! Мне хочется, чтобы несколько дней в августе мы проводили у морских волн на золотом песке…

Алексей: Боюсь, у нас не всегда будет такая возможность (смеется, обнимая жену). Но давай попробуем делать это в новом месте каждый год! Это может быть пляж за границей, загородный дом или просто уютное место в Нижнем Новгороде, где мы еще ни разу не были.

Анастасия Смирнова. Фото из архива семьи Шаровых и семьи Павловых.


Следите за нашими новостями в удобном формате