А музыка вечна...

Проклятие девятой симфонии – суеверие, состоящее в том, что, начиная с Бетховена, всякий композитор, написавший симфонию № 9, умирает вскоре после этого.

И действительно: Антон Брукнер, Густав Малер, Антонин Дворжак умерли, работая над своими Десятыми. Зная о «проклятии», композиторы пытались хитрить, присваивая симфоническим опусам «нулевой» номер или давая имя собственное. Александр Глазунов написал свою Девятую примерно наполовину, но затем бросил работу и прожил еще двадцать с лишним лет. Девятая симфония стала последней и для Альфреда Шнитке, писавшего ее непосредственно перед смертью. Более того, композитор Николай Корндорф, занявшийся по просьбе вдовы Шнитке воссозданием произведения, умер во время этой работы.

Франц Шуберт также ушел из жизни через полгода после того, как окончательно отредактировал девятую симфонию. А предшествовавшую ей восьмую он назвал «Неоконченной», уложив ее вместо классических четырех частей в две! Считается, что это произведение представляет собой специфическое романтическое высказывание а-ля «художнику было достаточно двух частей для выражения своей мысли». Или, может, Шуберт пошел на нарушение строгой формы с целью «сбить» роковой счет?

А вот в филармоническом концерте 22 февраля симфония будет исполнена в четырех частях – в своем первом варианте. Как такое могло произойти? Об этом расскажет Артем Варгафтик.

На сцене кремлевского концертного зала – академический симфонический оркестр Нижегородской филармонии под управлением народного артиста России Владимира Понькина. 

Также прозвучит шубертовская музыка к пьесе «Розамунда, княгиня Кипрская» Гельмины фон Чези – в свое время достаточно скандальной дамы, мнившей себя, среди прочего, литератором. Впрочем, сумбурное либретто вовсе не повлияло на превосходное качество музыки. 

Начало в 18.30. 6+.

Муза Тишина.

Следите за нашими новостями в удобном формате