В «Причале» пересеклись несколько моментов, делающих его для нижегородцев особенно интересным.
Автор Дмитрий Сироткин – тезка и однофамилец знаменитого нижегородского градоначальника – успешный российский художник, фотограф и дизайнер. Его работы хранятся, в частности, в Эрмитаже и Мультимедиа Арт музее, в собраниях зарубежных культурных центров и в частных коллекциях.
Далее, тема причала, парохода, путешествия по водному пространству – исконная, родная для Нижнего Новгорода, царственно поставленного на слиянии двух великих рек.
Еще одна особинка – инсталляция Дмитрия Сироткина «Причал» представляет собой новейшее поступление в коллекцию медиаискусства Пушкинского музея (пожертвование Сары Виниц) и первую в собрании кинетическую экспозицию.
Ну и именно в Нижнем Новгороде состоялась премьера, самый первый показ «Причала» как части собрания ведущего музея страны.
Обратите внимание: именно причал как многозначный образ с разнонаправленными смысловыми векторами. Не пристань, несущая в себе смыслы пересменка или итоговой точки, не рукотворный пирс, но полноценная инфраструктура, которая обеспечивает безопасную швартовку и удобный доступ, организует движение. Образы причала, корабля и реки, величаво и неостановимо катящей свои воды, активно используются в мировой литературе и изобразительном искусстве, являясь в определенном смысле архетипичными. «И корабль плывет», «Река играет», «Море смеялось», «Садко», «Одиссея», Харон и аргонавты и многое, многое – эти смысловые поля широки и плодоносны.
Расставания и встречи, дороги и путешествия по большой воде, бесконечные просторы: для каждого из нас они маркируют культурно-исторический багаж, часто расцвеченный личными впечатлениями.
Устроена инсталляция гениально и просто. Не буду портить сюрприз потенциальным посетителям, но скажу лишь, что «Причал» находится в особо отгороженном пространстве второго этажа Арсенала и способен всколыхнуть самые глубокие слои воспоминаний. В нем – и звук, и движущаяся картинка, и кинетика. А в главной роли, между прочим, зритель.
На открытии инсталляции присутствовал автор. Подчеркнув общность премьер в санкт-петербургской Новой Голландии и в нижегородском Арсенале – тут и там аутентичный кирпич – Дмитрий Сироткин признался, что материал для опуса он начал собирать достаточно давно.
– Десять лет назад я сделал первые заметки в Венеции, когда услышал звук, я тогда записал на телефон и сохранил. Два года назад я отправился в Европу путешествовать, навещать своих друзей, и уже была идея привезти оттуда проект, сделанный как раз с причалом.
Выставка работает до 23 марта. 0+.
Мария Федотова. Фото Александра Калинина.