Если двигаться по трассе в кировском направлении и у деревни Боковой свернуть направо, а потом, минуя село Владимирское (рядом с которым расположено озеро Светлояр) и поселок Воскресенск, проехать еще километров 20 по дороге, ведущей на северо- восток, то окажешься в необычном месте. То, что оно необычное, можно понять, увидев лишь дорожный указатель.
Типовая надпись "Подгорное" (черным по белому) окружена нарисованными масляной краской цветочками. На белых столбах тоже рисунки.
Свернув от указателя налево, видишь щит "Добро пожаловать" и попадаешь в село, которое, на первый взгляд, мало чем отличается от северных сел и деревень. Такие же дома, баньки и колодцы-журавли можно увидеть и в нашей, и в Костромской области, и в соседних к нам Марий Эл и Чувашии.
Четыре с небольшим года Подгорное является своеобразным местом паломничества анастасийцев - адептов движения, инициатором которого стал в свое время Владимир Мегре - автор серии книг о мудрой и прекрасной женщине по имени Анастасия.
В поисках личного счастья, или Евангелие от Мегре Однако прежде чем продолжать рассказ об обитателях Подгорного, нужно сделать небольшое лирическое отступление - для тех, кто не читал "Звенящие кедры России".
Далеко не каждый познакомившийся с творчеством Владимира Мегре и созданным им идеальным женским образом пополняет ряды анастасийцев.
Есть читатели, воспринимающие написанное как сказку, красивую, но не имеющую ничего общего с реальностью.
Некоторые вообще обвиняют Мегре в создании новой деструктивной секты. Анастасийцами становятся люди самых разных темпераментов, возрастных и социальных групп, имеющие различное образование. Их объединяет одно: они не удовлетворены своей жизнью и правилами игры, которые навязывает человеку современная цивилизация и ищут смысл существования и жаждут душевной гармонии.
По мнению анастасийцев, сразу после рождения человек попадает в жесткие руки социального устройства (причем не только в России, но и в любой стране). С детства ему навязываются ценности, устанавливаются нормы и ограничения, не отвечающие настоящим потребностям индивидуума.
Даже тот, кто добивается успехов (в общепризнанном значении этого слова) и достигает "системных" вершин, редко бывает по-настоящему счастлив. Ведь для счастья не нужно много материальных ценностей - они способны лишь на время отвлечь человека от настоящего.
А что же нужно? Анастасия (и Мегре) отвечает на этот вопрос определенно: нужно всего-навсего жить в гармонии с природой, любить и быть любимым. Каждый человек должен найти свою половинку, чтобы вместе строить "рай земной" - гармоничный мир вокруг себя, насколько возможно расширять границы "территории любви", растить детей, украшать землю.
От слов к делу Мечта каждого, кто разделяет взгляды Анастасии (Мегре), - вырваться, уйти из городской среды, основать собственное родовое поместье (так, а не иначе анастасийцы называют свои дома и приусадебные участки) и постепенно налаживать в нем гармоничную, полную смысла, любви и радости жизнь.
Они уходят из городов и идут к природе - основывают экопоселения. Едва ли не в каждой области есть свои очаги "новой жизни": немало их в Подмосковье, в Рязанской, Тульской, Орловской, Владимирской, Ярославской и Ленинградской областях, на Кубани.
Раньше всего экопоселения появились в Кировской, Омской, Курганской областях и Приморье (всего в России насчитывается более сорока экопоселений, и число их постоянно растет). В Нижегородской области настоящих экопоселений пока нет. "Земельный вопрос" (перевод земель из сельскохозяйственного в иное назначение) решается с большим трудом. Есть группы энтузиастов, сумевших купить по одному-два гектара бывших сельхозугодий (в основном неудобиц) под будущую застройку. Пока они вынуждены осваивать свою землю в дачном режиме - проводят там время, свободное от работы.
Рай своими руками Подгорное, расположенное на территории Марий Эл, - ближайшее к нижегородцам экопоселение. Обосновавшиеся там анастасийцы занимаются натуральным хозяйством, собирают и сушат грибы, ловят рыбу, некоторые держат скотину (кур, коз, есть и корова).
Питаются скромно, отдают предпочтение вегетарианской пище, не имеют в домах ничего лишнего, занимаются рукоделием, общаются друг с другом, воспитывают детей. Кстати, дети анастасийцев отличаются хорошим здоровьем, самостоятельностью и (что особенно поражает приезжих) хорошо развитой речью.
И вообще, это какие-то другие дети, непохожие на обычных городских и деревенских.
Может быть, потому, что их воспитывают "другие" взрослые - не мечтающие о высокой зарплате, машине, квартире, не отоваривающиеся в супермаркетах, не пропадающие весь день на работе, не выпивающие по пятницам в честь наступившего уик-энда.
Этим детям не покупают дорогих игрушек, их не рядят в дорогие одежды и не устраивают в элитные школы.
Родители строят для них родовые поместья.
Все четыре семьи, купившие дома и участки в Подгорном, - выходцы из Чебоксар.
Первым это сделало семейство Татьяны Ефимовой - руководителя чебоксарского театра "Сотворение". Ее примеру последовали и другие.
С оформлением документов и пропиской проблем ни у кого не было. Взаимоотношения с местной властью и коренными жителями сложились вполне дружелюбные.
Что, в общем-то, и понятно: кто против того, чтобы умиравшие прежде села ожили, чтобы земля перестала зарастать бурьяном, а опустевшие дома нашли молодых и заботливых хозяев?
Юринская районная администрация отнеслась к переселенцам из Чебоксар вполне лояльно, благодаря чему теперь в Подгорном живут три многодетные семьи и одна молодая (пока еще бездетная) семейная пара. Здесь же купили дома родственники анастасийцев - родители, бабушки и дедушки.
Круг постепенно расширяется.
Пустующих, но еще крепких домов в Подгорном много, стоят они из-за удаленности от городов совсем недорого, поэтому, надо полагать, Радужье (такое название придумали Подгорному анастасийцы) будет прирастать новыми семьями.
Вместо послесловия Можно по-разному относиться к идеям Мегре, можно их критиковать, обсуждать и даже осуждать. Но не стоит осуждать и пытаться исправить людей, выбравших для себя ИНОЙ путь и ИНЫЕ ценности (они не угрожают жизни и свободе других людей).
Они не посягают на городскую цивилизацию, не борются с теми, кто находит счастье в привычном мире. Они хотят своего, может быть, не всем понятного счастья.
Вера КОСТРОВА.