Своих соседей по дачному участку нижегородец Александр никогда не видел. Хотя ни один год каждое лето проводил в садоводческом товариществе. Да и сам соседский «надел» имел неприглядный вид: покосившаяся, рассыпающаяся избушка, непролазные кусты и сорняки по пояс, которые постоянно норовили перебраться к Александру.
Видит око...
– Вот бы мне присоединить бесхозный участок, я бы его обустроил, – говорил он соседям.
Те понимающе кивали головами – они тоже заинтересованно поглядывали на заброшенные участки.
Разговаривал Александр о приобретении соседнего с ним участка с председателем садового товарищества. Тот пообещал, что как только вступит в силу закон, которым определяется трехлетний срок для освоения земельных участков, на которые махнули рукой хозяева, их будут продавать.
– Неосвоенные земельные участки доставляют очень много неудобств соседям, – соглашается заместитель руководителя Управления Росреестра по Нижегородской области Татьяна Горелова.
По ее словам, в ведомство приходит очень много жалоб на владельцев таких наделов. Но… никто с 1 марта их не отнимет. Закон никакого «упрощенного» порядка изъятия земельных участков не предусматривает. Наоборот, он фактически вводит новые механизмы защиты прав собственности, «включается» процедура, которая дает дополнительное время для обустройства участка.
Так, если земля находилась во владении человека до вступления закона в силу – 1 марта, то трехлетний срок, в течение которого необходимо «надел» освоить, то есть очистить от мусора, осушить, выровнять рельеф и так далее, пойдет с этой даты. Если участок приобретается после указанной даты, то – с момента регистрации на него прав. Кроме того, правительство России должно еще утвердить подзаконные акты. В них, во-первых, будет установлен перечень мероприятий по освоению земельных участков. Во-вторых, будут определены признаки, по которым можно считать землю заброшенной?
– Такие признаки сейчас не установлены, – объясняет Татьяна Горелова. – Согласно закону о садоводческих товариществах, садовый участок используется для отдыха и взращивания садово-огородных культур. Вот я приехала на участок, поставила стул, сижу, отдыхаю. Кто-то меня видел, кто-то не видел. Как доказать, что я не использую этот участок? Там у меня трава? Ну и что, может, мне нравится, может, я лекарственные травы выращиваю. Могу? Могу. Поэтому четких признаков бесхозяйственности сейчас нет.
На раскачку дали срок.
Получается, что три года собственнику дается только «на раскачку». И только потом, если он ничего не сделает, могут подключиться органы государственного земельного надзора. Они установят факт нарушения и передадут материалы в местную администрацию. Дальше вопрос изъятия земли будет решаться в судебном порядке. То есть, по новому закону, срок до возможного изъятия участка увеличивается вдвое. Раньше, по действующему законодательству, у собственника могли изъять участок, если он его не освоил в течение трех лет.
– Сейчас будут действовать более прозрачные и понятные механизмы, основанные на вполне определенных признаках неосвоения и неиспользования земельного участка, – отмечает эксперт. – Органам местного самоуправления будет легче бороться с такими неосвоенными землями и их правообладателями. Но такого, чтобы с 1 марта побежали в суд и стали отнимать землю, повторюсь, не будет.
Бояться, что председатель садоводческого товарищества может самостоятельно продать землю, тоже не стоит. В его полномочия распоряжение земельными участками не входит. Его задача – решать организационные вопросы управления общим имуществом, такие, как расчистка дорог, ремонт труб и так далее.
– У председателя есть, наверное, один рычаг воздействия на собственников неиспользуемых участков – это подавать на них в суд за неуплату взносов, – объясняет спикер. – Платить за сети нужно? Нужно. Чистить снег тоже нужно. Есть расходы на содержание общего имущества, которые необходимо оплачивать.
Но понять председателей, когда они грозятся продать брошенный земельный участок, можно, поскольку многие из них существующей ситуацией обеспокоены. И чтобы сдвинуть эту проблему с мертвой точки, был принят новый закон.
Есть вопрос.
– Существуют ли какие-то нововведения в процедуре переоформления «розового» свидетельства о праве собственности на земельный участок, которое выдавалось еще в 90-е годы?
– «Розовые» (а были и другого цвета) свидетельства выдавались местными администрациями еще до принятия Земельного кодекса, то есть до 2008 года. И таких документов на руках у нижегородцев много.
И раньше при обращении в многофункциональный центр (МФЦ) за оформлением прав на ранее учтенные объекты, Росреестр просто присваивал кадастровые номера таким земельным участкам и регистрировал на них права. Теперь же, начиная с 1 марта текущего года, документы для регистрации прав на такие объекты недвижимости принимаются только при наличии межевого плана, содержащего сведения о местоположении земельного участка и уточненных его границ. Государственная пошлина в данном случае за регистрацию прав не взимается.
– Энергоснабжающая организация отказалась подключить свет к моему новому дому, ссылаясь на действующий сейчас принцип «построил – оформи». В чем его суть?
– С 1 марта 2025 года вступил в силу федеральный закон №487 от 26 декабря 2024 года, который ввел принцип «построил – оформи». Он обязывает по окончании строительства представлять документы в орган регистрации прав. Граждане могут оформить построенные объекты, в том числе в упрощенном порядке, например, по «дачной амнистии».
Светлана Муратова. Фото Александра Воложанина.