Поисковики установили имена погибших в годы войны у села Захарово нижегородцев

Поисковики установили имена погибших в годы войны у села Захарово нижегородцев

Внуков и правнуков 86 погибших под Калугой нижегородцев ищут участники раскопок. С просьбой о помощи обратился в редакцию член-корреспондент РАЕН Александр Туманов, много лет посвятивший поисковой работе, восстановлению имен воинов, погибших во время Великой Отечественной войны. 

Стояли насмерть.

Во время раскопок, длившихся 14 лет, обнаружены останки солдат и командиров Великой Отечественной войны. Имена многих установлены. Сейчас необходимо найти родственников героев, чтобы вернуть в семьи, сообщить о месте захоронения родным и близким, похоронив их с почестями. Те, кто ведет раскопки, уверены: надо, чтоб семьи и потомки знали места могил своих героев. Чтобы был выполнен долг перед павшими тех, кто их ждал с войны.

Речь идет об Износковском районе Калужской области, где в 2024 году обнаружены и подняты для перезахоронения 1250 солдат и командиров Красной армии. Имена их установлены, 86 воинов – уроженцы нашей Нижегородской области. Все работы по разведке, поднятию и установлению имен осуществляло поисковое объединение «ВПК Прорыв», за что честь и хвала неравнодушным патриотам. 

 Ищут родные тех, кто погиб в Захаровской операции в феврале 1942 года при попытке прорыва из окружения 33-армии генерал-лейтенанта М.Г. Ефремова, 1-го гвардейского кавалерийского корпуса генерал-лейтенанта П.А. Белова и 4-го воздушно-десантного корпуса генерал-майора А.Ф. Казанкина. 

5 мая планируется торжественное перезахоронение обнаруженных останков. Оно состоится на воинском мемориале «Ивановское поле» в Калужской области. 

– Я поисковик из «Прорыва», – рассказывает о себе Александр Туманов. – То, что мы делаем, – это не работа, не акция, это, скорее, образ жизни, который определяет чувство долга. Мы ищем затерянные захоронения воинов Красной армии, поднимаем останки и предаем их земле на воинских мемориалах с соблюдением всех ритуалов и воинской почести. Это дело добровольное и основано на личном энтузиазме, собственном отношении к судьбам погибших. 

Историю мерить шагами.

Вокруг лес и луга, тишина мирного времени. Ступаешь на эту землю, и чувствуешь ход времени. 

Зимой 1941-42 года здесь велись ожесточенные бои. Вермахт впервые за свою историю крепко получил «по зубам», именно отсюда начался закат «тысячелетнего» рейха.

Именно здесь после долгого отступления и череды поражений советский солдат, наконец, увидел «бегущего немца». Современному человеку известно, чем закончилась война, но все же нужно постараться представить себе, какие сильные эмоции испытывал боец Красной армии: радость и облегчение, что враг наказан и миф о его непобедимости разрушен. Конечно, каждый питал надежду, что скоро вернется домой победителем, обнимет любимых, а если придется погибнуть, то страна позаботится о его родных, похоронит его с честью и не забудет его жертву и его имя.

Там, на местах гибели солдат, обостренно чувствуешь прошлое и, кажется, понимаешь тех солдат, что лежат под березами, отдав свою жизнь за Победу.

Поисковики подробно изучили ход Захаровской операции. Из немецких документов следует, что январь и февраль 1942 года был безнадежно кризисным для вермахта, войска отступали хаотично, бросая тяжелое вооружение. Таким образом, прежде армия, считавшаяся непобедимой, потеряла свой главный козырь – мобильность и превратилась в обычную пехотную. Между армиями образовывались бреши, за которые многие командующие были отправлены в отставку. По словам немецкого генерала Гюнтера Блюментритта, который тогда был начальником штаба 4-й армии, воспоминание о великой армии Наполеона преследовало немцев, как привидение. В одну из таких брешей командующий Западным фронтом Г.К. Жуков направил в прорыв 33-ю армию генерала Ефремова. Стремились выйти в район Вязьмы и перерезать врагу пути снабжения.

Немецкое командование предприняло невероятные усилия, чтобы ликвидировать прорывы. Самолетами срочно перекидывались подразделения из Европы, стягивались войска с других участков фронта. Ценой больших потерь удалось создать глубокоэшелонированную оборону. Из 5000 десантников и эсэсовцев, прилетевших из Европы, через два месяца боев обратно вернулось только 400.

Самой горячей точкой стала деревня Захарово, именно здесь был осуществлен прорыв 33-й армии РККА, но немцам удалось его ликвидировать, и все попытки 43-й армии прийти на помощь и развить успех оказались тщетны. За три недели боев деревня переходила из рук в руки десять раз. Стороны понесли большие потери. Деревню удалось захватить и перерезать логистику противника по Гжатскому тракту. Но пробиться к окруженным войскам все-таки не смогли. Впереди были долгие два с половиной года войны. 

Находит тот, кто ищет.

Поисковая деятельность заставляет перелопатить огромный массив архивных документов, как советских, так и немецких, для того, чтобы реконструировать события. В тех местах, где идет сейчас поиск, было не менее 30 деревень, дороги, поля. Теперь только названия урочищ, болота и сплошной лес. Оплывшие линии окопов, стреляные гильзы, осколки и прочие военные артефакты наносятся на карту и дополняют картину. 

За последние два сезона удалось обнаружить пять больших захоронений, где покоятся 1420 бойцов, у которых найдено около сотни смертных медальонов. Сумели прочитать не все. Имена установлены у 3-5 процентов найденных воинов, остальные считаются неизвестными.

Как вернуть имена, опознать давно ушедшего героя? Решение нашлось. Согласно документам, каждое подразделение вело учет боевых потерь. Значит, найденные сейчас медальоны, это не все, что было у людей в час их гибели. Во время войны медальоны изымались у погибших и по ним составлялся список потерь. Согласно ему военкоматами рассылались похоронки. Эти данные позже попали в базу ОБД-Мемориал. Все захоронения находились в «треугольнике» бывших деревень Захарово-Крапивка-Ежово. По спискам ОБД-Мемориал выборка по локациям показала 1250 имен. 

Таким образом, можно с большой долей вероятности утверждать, что имена бойцов, пусть не конкретно каждого найденного, но в целом установлены. Разница в 200-300 человек объясняется тем, что существовал отдельный лыжный батальон, который был срочно передан для усиления 1-й Гвардейской Мос­ковской стрелковой дивизии (1 ГМсд) и тут же брошен в бой без должного оформления. Это тоже еще предстоит выяснить…

Исцеление памяти.

Итог таков. Найдены останки, установлены имена, места рождения и призыва, где-то даже указаны фамилии родственников. Они могут находиться в 54 регионах России и в 10 республиках бывшего СССР. 86 – в Нижегородской области. 

Всех родных погибших участники поиска хотят пригласить на перезахоронение в воинском мемориале «Ивановское поле» 5 мая. 

В честь каждого солдата будет высажено дерево на аллее вдоль дороги, ведущей к мемориалу. 

Найти по спискам адреса родных, погибших в Калужской области солдат и офицеров, написать родственникам, связаться, пригласить на церемонию похорон, могут помочь все, в чьих сердцах жива благодарность героям. Каждая строка в священном перечне восстановленных имен – судьба человека, подарившего нам жизнь.

Всем, кто обнаружит в списках своих родных, друзей, соседей, знакомых, нужно обратиться в редакцию или непосредственно к Александру Анатольевичу Туманову – atumanov2008@yandex.ru. 

Подготовила Вера Чеботарева.

На фото: Поисковики из «Прорыва».



Следите за нашими новостями в удобном формате