Персидский историк записал легенду, согласно которой Творец при создании Мира забыл создать кошку. Во время Всемирного потопа расплодившиеся мыши начали прогрызать дыры в днище Ноева ковчега. Ной погладил спину льва, тот чихнул и пара кошек вылетела из его ноздрей. Отсюда персидская пословица: «Лев чихнул, и появилась кошка». А Дженни де Врис по этому поводу однажды заметил: «Кошки – это ангелы с усами»...
Из истории породы.
Кто не знает эту фразу, принадлежащую немецкому поэту Генриху Гейне: «Чем больше я узнаю людей, тем больше мне нравятся собаки»?
Но знаете ли вы, что много позже ее повторил французский боевой генерал Шарль де Голль: «Чем больше я узнаю людей, тем больше я люблю кошек»...
Количество пород кошек в мире точно определить сложно, так как разные ассоциации и реестры устанавливают свои стандарты и критерии признания. По оценкам на 2025 год, в мире зарегистрировано от 42 до 100 пород кошек. Но чуть более тридцати лет назад жительница Ростова-на-Дону, заводчица кошек Елена Красниченко подобрала на улице измученного кота сиамского окраса с укороченным хвостом. Вскоре для него нашлась и кошка с таким же окрасом. Через некоторое время у них появились котята. Один из малышей родился слишком маленького размера, с коротким куцым хвостиком. Елена пожалела малыша, оставив его у себя. В возрасте одного года он не только окреп и повзрослел, несмотря на малый размер, но и начал интересоваться противоположным полом. Таким образом, у заводчицы появилась уникальная возможность вывести миниатюрную породу кошек. Малыш по кличке Куцый стал родоначальником этой ныне популярной породы, которая с 2014 года называется той-боб.
Лайки и стаффорд.
Другая Лена, тезка той любительницы кошек, родилась в маленьком сибирском поселке под Усть-Кутом в Иркутской области. Там не принято было заводить кошек, беспородный кот Филька, который жил у бабушки, был, скорее, исключением из правил: кругом тайга – взрослые мужчины промышляли охотой. Охотились главным образом на куницу и соболя, а добытую пушнину сдавали в леспромхоз. И, конечно же, у каждого охотника была собака лайка. А Леночка, в ту пору еще Павлова, до сих пор помнит их по именам – Выручка, Мишка, Белка… Когда же волею судеб она оказалась в Нижнем, уже экономистом Еленой Сергеевной, сменив фамилию «собачьего» исследователя Павлова на Соколову, вместе с мужем и сыном, первую свою собаку завела нечаянно. То есть животных Елена любила всегда. Был хорек Басик, были шиншиллы – мальчик Пуфка Метелкин и девочка Шуня... После того, как шиншилла умерла от инсульта у нее на руках, Елена зареклась заводить дома экзотических животных. Она стала спасателем братьев наших меньших, то бишь волонтером. Подбирала брошенных, больных и несчастных, выхаживала их и пристраивала в добрые руки. Таким образом однажды у нее появилась Зара.
Двухмесячного щенка стаффорда принесли в ветклинику на усыпление. Он не был больным или дефективным. Просто оказался не нужен. На то, чтобы пристроить малыша, у ветеринаров было не больше суток. Об этом сообщили волонтерам.
Лена бросила все дела и поехала в Саров. На КПП закрытого города ей передали несчастного щенка. У собачьего детеныша были такие отчаянные глаза, что они враз опрокинули душу. И привязали навсегда. Зару, так Лена назвала свою самую ласковую в мире питомицу с пожизненным клеймом бойцовской собаки, она не могла отдать никому. И прожила с ней в любви и согласии почти одиннадцать лет. За две недели до 11-летия Зара умерла от отека легких – ее жизнь оборвала онкология.
Поистине, животные приходят в наш дом, чтобы научить нас любви, а уходят, чтобы научить нас утрате.
Сгустки любви.
Кто-то сказал, кошки – это сгустки любви, завернутые в шубки...
Когда Елена прочитала в интернете про питомник той-бобов в Екатеринбурге, а точнее, когда она увидела фото тамошних обитателей, то чуть с ума не сошла от умиления. Эти крохотные лапочки смотрели на мир голубыми глазами с пониманием, что их нельзя не любить.
Так в их доме появилась первая кошачья пара породы той-боб. А там, где пара, там и детки.
– Той-бобы, в отличие от остальных кошек, обыкновенно приносят потомство раз в восемь месяцев и не более двух-трех котят, – со знанием дела рассказывает Елена Сергеевна Соколова. – Поэтому и принято считать их редкой породой...
Тем не менее, «ее» котята теперь живут в Нью-Йорке, Париже и Израиле, а уж по российским городам, спасибо виртуальным связям, можно изучать географию страны.
Однако природа человеческих привязанностей необъяснима. Чем больше влюблялась Елена в этих необыкновенных кошек, тем чаще она вспоминала ушедшую Зару. И уже мечтала подобрать на улице и удочерить какую-нибудь бродяжку, как знакомые кинологи объяснили: если в доме уже живут кошки, то собаку надо брать щенком и желательно из питомника. Иначе это может обернуться стрессом для всех.
Елена, конечно же, приобрела стаффорда, девочку. И назвала ее Розой. Почти Зара, только наоборот. Потому что точь-в-точь не бывает. И у кошек, и у собак все, как у людей.
В одну реку нельзя войти дважды.
Роза и все остальные.
– Той-бобы – очень человекоориентированные существа, это не те кошки, которые гуляют сами по себе, – Елена Сергеевна может говорить о своих питомцах бесконечно. – Может, поэтому они так легко поддаются дрессировке. Это настоящий котопес…
А Роза тем временем, успев подружиться с той-бобами, стала как настоящий песокот. Она полюбила спать в картонной коробке – точно так же, как и ее бесхвостые друзья. И вместо лая порой издает звуки, похожие на мурлыканье. Особенно, когда она в хорошем настроении…
Впрочем, и собака, и кошки начисто лишены какой-либо агрессии. И когда Роза приветливо виляет хвостом, то ее друзья тоже пытаются шевелить своими забавными «помпончиками».
– Они стрессоустойчивы, – продолжает нахваливать Елена своих той-бобов. – Недавно мы с семьей ездили на машине в Новосибирск к родственникам, брали кошек с собой. Они спокойно вели себя в отеле, с незнакомыми людьми, а в дороге ходили в туалет в лоток, который мы установили на полу между сиденьями…
Они же такие маленькие, эти той-бобы! И даже когда становятся взрослыми, обычно весят не более двух килограммов. Зато радости в дом эти голубоглазые бесхвостые ангелы приносят столько, что хватает на всех членов семьи. Не верите? Спросите у Соколовых.
– Если бы у меня был доллар за каждый раз, когда моя кошка заставляла меня улыбаться, я был бы сейчас самым богатым человеком в мире, – любил говорить Эрнест Хемингуэй.
Татьяна Чинякова. Фото из личного архива Елены Соколовой.
На фото: Елена Соколова – той-бобовая хозяйка.