Пять показов за три дня и овации на поклонах – таков итог обменных «Больших гастролей» Калужского областного драматического театра в Нижнем Новгороде.
С ориентиром на классику.
На сцене Нижегородского театра драмы имени М. Горького калужане показали нижегородцам «классику»: яркий образец российской драматургии XIX века (лермонтовский «Маскарад»), зарубежную «Интимную комедию» Н.П. Кауарда (ироничный взгляд на семейные отношения) и образцовая комедия советского периода, музыкальная постановка «Любовь без предрассудков» (по пьесе В. Катаева «Дорога цветов»). Премьера последней состоялась всего за пару недель до нижегородских гастролей. Приятный факт: художественное оформление двух из трех привезенных спектаклей принадлежит главному художнику нижегородского драмтеатра Борису Шлямину. Он давно сотрудничает с Калужской драмой, и в ближайших совместных планах на новый 249-й сезон – осенняя премьера «Ревизора».
Все привезенные спектакли – постановки главного режиссера Роберта Манукяна. Как он рассказал перед началом гастролей, таков их путь просвещения, с ориентиром на
классику. Главная же задача сейчас – привлечь юного зрителя в театр.
– Можно ведь и развлекать, просвещая, выбирая классику. Мы должны привить любовь к нашему русскому языку, а это и есть патриотизм, любовь к Родине, – говорит режиссер.
Кстати, все эти комедии он также поставил в калужском театре. Там есть аж три сцены, чтобы играть на них до 50 репертуарных спектаклей.
Премьера с музыкой.
Жанр «комедия-гротеск» спектакля «Любовь без предрассудков» отлично вписывается в определение режиссера «смех сквозь слезы». Это ироничный современный взгляд на философию лектора Завьялова – о сверхлюдях и будущем на принципах любви без обязательств, которая неизбежно разбивается о действительность, хотя и сейчас он нашел бы немало своих сторонников.
Кроме того, здесь утрированно показан коммунальный быт, пародия на кинофильмы довоенных лет с долей сентиментальной ностальгии. Добрый юмор перемежается с умными меланхоличными стихами, завершающими смешные сцены. В разговорах не раз возникает тема переполненного трамвая – именно он стал символом новой жизни и центральной декорацией, выезжающей на поворотном круге, в которой происходит большая часть действа.
Режиссер прокомментировал этот спектакль особо.
– Постановка по Катаеву – не самый популярный выбор среди пьес 1930-х, но это смысловое завершение произведений Ильфа и Петрова («12 стульев» и «Золотой теленок»). Это музыкальный спектакль: в Калуге нет музыкального театра, а публика любит именно музыкальные спектакли. В советское время это называлось «оперетта», а теперь – «музыкальная комедия». Написали ее санкт-петербуржцы Владимир Баскин и Николай Голь. Все у нас поют живьем.
Актеры легко ломали «четвертую стену», выходили в зал, даже иногда общались со зрителями, пели и танцевали. Настолько слаженной была их работа, что ни за что не подумаешь о юном возрасте спектакля.
Театр силен ансамблевой игрой, но абсолютным героем вечера стал актер Кирилл Бессонов. Главного персонажа он
сыграл сразу в нескольких образах-трансформерах: от самоуверенного авантюриста, напомнившего разом всех кинозвезд золотой эпохи Голливуда, до труса и уголовника.
Впрочем, зрители могли оценить совершенно иные актерские составы на дневных показах, как это было и с этой премьерой, и на «Интимной комедии». И какой из них был лучше – вечером или днем – однозначного мнения у зрителей не сложилось.
О любви и ревности.
«Умный» английский юмор, известная пьеса, камерное пространство гостиницы на французском побережье, где по сюжету пересеклись медовые месяцы двух пар, помещенные в отечественную постановку, в сумме предлагают зрителям некую театральную условность, в которую хочется верить. Любовный четырехугольник, рассыпающийся на союз двух бывших и двух брошенных молодоженов, у автора полон страстей. Однако в российских реалиях такая благодатная основа остается только попыткой играть в европейский театр. Даже купированный материал оказался труден для динамики спектакля.
Куда более внятным оказался «Маскарад» с непростым постановочным решением в жанре комедии дель арте. Для Арбенина (вновь удача Кирилла Бессонова) все окружение – сплошной бал масок, колода карт человеческих пороков. И сам он – воплощение одной из них. Ревнивый муж, властный и злопамятный, болен изначально и наказан по заслугам в итоге, в традициях нравоучительной итальянской комедии. Недаром в спектакле «живьем» прозвучали, созвучно происходящему на сцене, фрагменты из оперы «Риголетто» («Сердце красавиц склонно к измене») или из «Любовного напитка» (ария Неморино), когда гибель Нины от несчастной любви была близка.
Тут каждая сцена – напряженная дуэль между персонажами. Поглотившее личность подозрение и месть переросли в трагифарс, с, казалось бы, известным финалом. Но карнавал в хороводе масок, под звучащий мотив задорной песенки «Vitamia», настроил на иное завершение в эпилоге. Да, смерть неизбежна, но театр выбирает жизнь!
Достойный финал гастролей… и повод отправиться в Калугу, чтобы посмотреть и другие спектакли репертуара.
Ольга Плаксунова. Фото Валерии Авдеевой, предоставлено театром.