Интрига жизни офицера, журналиста, актера в одном лице Имя его Николай Львович Титов. С ним мы познакомились на праздничном мероприятии, которое накануне Дня защитника Отечества проводило Нижегородское отделение Союза журналистов. Тогда договорились о встрече, на которой я и услышал рассказ о жизни и судьбе этого незаурядного человека...
Он родился 22 мая 1922 года в семье нижегородского рабочего.
Какое-то время они жили в одной из комнат Дворца культуры имени Ленина.
Так что к волшебной атмосфере театра мальчишка приобщился с детства. И на всем протяжении жизни интерес к сцене у парня не угасал.
А теперь о некоторых объективных причинах, которые мешали ему заниматься любимым делом.
Далеко не безоблачное детство
В шестилетнем возрасте он сломал позвоночник. Даже при нынешнем развитии медицины его случай - сложнейшая травма, сулящая самые непредсказуемые последствия для здоровья.
Но мальчонке повезло: над ним "колдовал" прекрасный специалист-хирург, выполнивший уникальную операцию, после которой у юного пациента появились лучшие надежды на будущее. Но за него еще предстояло побороться.
Советская власть тогда находила средства для того, чтобы ежегодно отправлять покалеченного мальчика в специальный санаторий в Евпаторию.
Через несколько лет лечения Николай наконец смог в буквальном смысле встать на ноги, хотя и специальный корсет снял, только будучи старшеклассником.
Учился хорошо. Особенно любил литературу. Книг читал много. Но успевал вместе с друзьями ходить в тир, отлично стрелял из винтовки и револьвера, заслуженно нося на лацкане пиджака значок "Ворошиловский стрелок". Школу закончил перед самой Великой Отечественной, в 40-м.
В карусели войны
22 июня 1941 года железнодорожник Титов, выслушав по радио знаменитую речь Молотова, вместе со сверстниками отправился в военкомат.
Боялся, что не успеет повоевать "малой кровью и на чужой территории", как рисовала тогда советская военная стратегия и пропаганда.
Вместо фронта его отправили в Ульяновское военное училище связи. Их курс готовили для замещения должностей начальников связи танковых частей.
Потому и обучали целых два года. А потом лейтенанта Титова, как одного из лучших выпускников курса, зачислили в резерв Ставки Верховного главнокомандования и направили в формирующийся Уральский добровольческий танковый корпус. Там он и принял первую должность - начальника связи батальона 244-й Челябинской танковой бригады.
На фронт бригада прибыла как раз к началу боев на Курской дуге. А вот боевое крещение танкисты получили еще по дороге, когда их эшелон с новенькими Т-34 попал под бомбежку.
"Юнкерсы", умело повесив плафоны осветительных бомб, встали в "карусель" и, с душераздирающим воем срываясь в пике, принялись "утюжить" железнодорожный состав. Экипажи, ломая борта платформ, спешно увели тогда свои танки под спасительные кроны леса.
Во время самой Курской битвы молодому офицеру довелось столкнуться с новейшей немецкой техникой - танками "Тигр", "Пантера" и самоходными установками "Фердинанд".
Участвовал Николай и в знаменитом танковом сражении под Прохоровкой, где во встречном бою сошлись две бронированные армады.
Вот так вспоминает об этом сам ветеран: - Горело множество подбитых танков. Едкий черный дым волнами стелился по широкому полю. В высокой траве экипажи подбитых машин устроили настоящую охоту друг за другом.
Запомнился следующий эпизод. На танке, которым командовал знакомый Титову офицер, снарядом была повреждена гусеница. Сообразительный механик-водитель спустил машину в небольшую лощинку так, чтобы над ее краем возвышалась лишь одна башня танка. Фашисты рано списали со счетов поврежденный Т-34: удачливый наводчик подождал, пока немцы подставят свои борта, и подбил в том бою восемь вражеских машин...
Тогда же был подбит и танк лейтенанта Титова, а сам он получил легкое ранение. За мужество и героизм офицеру прикрепили третью звездочку на погоны и медаль "За отвагу" на грудь.
После той "стальной мясорубки" поредевшие части Уральского танкового корпуса, ставшего гвардейским, отвели в брянские леса для отдыха и пополнения.
Как раз в это время в гости к танкистам прибыла представительная делегация с Урала, перед которой Николая попросили выступить с отчетом о ратных подвигах соединения.
Титов отчитался стихами: - Мы помним наш родной Урал, И памятны нам даты дней, Когда свой корпус он создал, Послав в него своих детей.
Вы нам наказ священный дали Громить врагов родной страны.
Его мы с честью оправдали - И вот теперь гвардейцы мы.
К победе!
Война продолжалась. Гвардейский танковый корпус принимал участие во многих стратегических наступательных операциях. Весной 1944-го он ушел в глубокий рейд по немецким тылам. Пройдя с боями многие километры, танкисты с ходу захватили город Каменец- Подольский, пленив многотысячный гитлеровский гарнизон.
Пикантность ситуации состояла в том, что плененных было гораздо больше, чем пленивших их советских солдат.
И находились они далеко на занятой немцами территории.
А фронт запаздывал. Танкистам пришлось более недели удерживать отбитый у противника город.
Во время следующего рейда, уже в 1945 году, батальон Титова неожиданно вышел к вражескому аэродрому. На нем стройными рядами стояли новенькие "Мессершмитты".
Такую цель упускать было нельзя.
Пока часть танков "разбиралась" с аэродромной охраной, другие принялись крушить истребители гусеницами.
Ни один из самолетов в воздух так и не взлетел.
С кровопролитными боями танки 10-го гвардейского корпуса 30 апреля вышли к берлинскому Трептов-парку, где попали под бомбежку американской авиации. "Дружественный" огонь союзники практиковали еще в те времена... Потом были уличные сражения в Берлине и красное знамя над поверженной столицей Германии.
Как ни жаль, но отпраздновать как следует это событие с друзьями Николай Львович так и не смог: корпус в срочном порядке бросили на помощь восставшей Праге. Последний раз они вели бои и теряли друзей 13 мая. В это время весь остальной мир жил мирной жизнью.
На память о войне осталось три ранения и множество боевых орденов и медалей.
По магистрали судьбы
В 1947 году Николай Львович демобилизовался, вернулся в родной город и поступил в театральное училище. Бывшего офицера-фронтовика назначили старостой курса. Курс был непростой. Вместе с Титовым постигали азы актерского мастерства многие будущие известные актеры. Одним из них был Евгений Евстигнеев.
Распределили молодого актера в Ижевск. Но Мельпомене он прослужил всего лишь год. А потом капитана запаса Титова снова призвали в ряды Вооруженных сил. В этот период он и начинает сотрудничать с армейскими и гражданскими газетами и журналами.
Делает это успешно и становится членом Союза журналистов СССР.
Увлечение, ставшее второй профессией, во многом определило дальнейшую судьбу нашего героя. После выхода на пенсию по выслуге лет он вновь вернулся в Горький, устроился на работу в газету "Волжская магистраль" Горьковской железной дороги. О семи годах работы здесь доброй памятью стали именные золотые часы от министра путей сообщения.
Последнюю четверть века Николай Львович сотрудничает с Нижегородской государственной телерадиокомпанией.
Хоть и внештатный сотрудник, но совета у него не стесняются спрашивать многие профессиональные журналисты.
Опыт, знание жизни и активная жизненная позиция привлекают людей к боевому офицеру, актеру, журналисту.
В одном лице.
Подполковник Николай ПЕТЕЛИН.