Нижегородский академический театр кукол обменялся сценами с рязанскими коллегами по федеральной программе «Большие гастроли». В Нижний Новгород театр кукол из Рязани приехал впервые и показал за три дня спектакли для зрителей всех возрастов.
Собачья жизнь.
Рязанский театр кукол, которому совсем скоро исполнится 100 лет, хорошо известен в театральной среде своими традициями и интересными постановками. Как рассказал перед началом гастролей директор театра и актер Константин Кириллов, нельзя сказать, что существует какая-то особая «рязанская школа» кукловождения. При этом актеры используют все возможные виды и техники кукольного искусства, а оно сейчас – наиболее активно развивающееся. Приятно, что в труппе театра нашлось немало выпускников Нижегородского театрального училища имени Е.А. Евстигнеева, и для них этот весенний визит стал недолгим возвращением домой.
Гастроли открыл спектакль «Каштанка» по небольшому произведению А. Чехова. Всем известная история «потеряшки» оригинально поставлена в жанре «собачий страшный сон». Элементы немого черно-белого кино придали ему особый ретро-стиль. На радость меломанам, прозвучало несколько характерных музыкальных номеров, но доминировало танго, как если бы оно было озвучено тапером, на старом пианино.
Рассказ о судьбе беспородной собаки с чутким сердцем растрогал зрителей. Но все же, визуальная составляющая оказалась доминантой. Путь героини начался в столярной мастерской, где ее окружали доски, как и на грязных городских улицах, и вокруг себя она видела грубую жизнь без ярких красок, под цвет посеревшего натурального дерева.
Все изменилось, когда ее приютил у себя цирковой артист. Трансформация декораций подчеркнула этот переход яркой цветной изнанкой. Новые соседи по дому, дрессура и сытое существование почти стерли из памяти воспоминания о былом. Но стоило только бывшим хозяевам позвать ее по имени, как Каштанка бросилась к ним, выбрав любовь, пусть и с жестоким обращением, а не эксплуатацию своего таланта. Спорный итог, но во сне что только не привидится.
Музыкальный ансамбль.
Когда театр выбирает популярные произведения, то важно не про что, а как они будут поставлены. Так известная сказка о трех хрюкающих братьях превратилась в «ТриО поросят» – музыкальный спектакль, где действие разворачивается в музыкальной школе. Вместо привычных высоких ширм, на сцене оказались стилизованные нотные листы. Да и сами герои стали напоминать рюкзаки, надетые задом наперед.
Простые песенки и мелодии рассчитаны на самую младшую аудиторию, для которой и был создан этот спектакль. Он учит маленьких детей правильному поведению.
Спектакль «Сон в летнюю ночь», завершивший гастроли, начался задолго до третьего звонка – с дискотеки в фойе. Даже типовые обращения к зрителям были специально замикшированы под мистическую атмосферу сказки-притчи.
Свет, звук, актерская игра и пластика – все было подчинено сюжетному замыслу. В самую короткую ночь лета духи леса пошутили над путниками, репетировавшей труппой ремесленников и царицей Титанией, внезапно полюбившей осла. Таково наказание за строптивость в мире, где желания были под запретом. Строгий Запад и чувственный Восток конфликтуют в поведении персонажей, костюмах актеров и кукол.
Театральный розыгрыш удался, хотя непосредственно куклы стали здесь вспомогательным инструментом, фрагментарно присутствуя далеко не во всех сценах. Оказался сложным для части зрителей и купированный витиеватый текст пьесы, хотя всем, кто знаком с фабулой произведения, был важнее символизм и эклектика спектакля.
Синтез жанров, поиск в известном новых форм, множество «живого плана» на сцене – именно то, чем запомнятся рязанские гастроли.
Кстати, нижегородская премьерная постановка «Снег в июле» в сентябре отправится на ХХ Международный фестиваль театров кукол «Рязанские смотрины». Начатое сотрудничество городов и театров продолжается!
Ольга Плаксунова. Фото предоставлено театром.