Новую иллюстрацию событий 1242 года показали первым зрителям.Дата премьеры была выбрана неслучайно. Актуальная сегодня тема защиты Родины от врагов с Востока и Запада, патриотическая составляющая и семейные ценности, как и напоминание о неизбежности наказания за предательство, заложены в придуманный от начала до конца сюжет и акцентированы создателями постановки.
Не стоит искать в нем документальную точность и сверять имена персонажей с реальными людьми (автор либретто – Михаил Марфин), а хронологическая основа для придания убедительности событиям в спектакле цитируется и присутствует в достаточной мере.
Из исторической личности, для обывателя, Александр Невский стал мотивирующей легендой, в 1938 году воплотив собой экранный символ сопротивления благодаря одноименному фильму Сергея Эйзенштейна. Фразы из него ушли в народ, а постановочные кадры стали классикой, критикуемой за создание киномифов. В трудные годы сила искусства была нужна для эмоциональной поддержки населения.
Историки до сих пор спорят, что именно происходило в те времена. Мы же предлагаем рассмотреть этот мюзикл как продюсерский проект и возможность для нижегородских актеров попробовать себя в новых ролях.
По словам композитора Кима Брейтбурга, первые номера он сочинил еще девять лет назад, но только недавно завершил произведение полностью. Кстати, первыми поставили «Невского» в кемеровском Музыкальном театре Кузбасса, за три недели до Нижнего Новгорода.
Детали премьеры: утрированные образы, делящие персонажей на «плохих» и «хороших», прямолинейность подачи и велеречивые словесные конструкции под старину дополнены пафосом. Все это относит постановку к спектаклям, созданным для школьников младших и средних классов. Возможно, таковы традиции отечественных мюзиклов и расчет был именно на зрителей – обладателей «Пушкинской карты». В сочетании с местом постановки – жанровым театром комедий – результат временами был соответствующий.
Невольные оммажи возникали в вокальных номерах, а они, к слову, как эстрадные песни, здесь мелодичны и хороши. Так, в решительном монологе-арии Невского (Антон Седов) проявился чуть ли не «Князь Игорь», и в сценах с женой Александрой Полоцкой (Мария Оболенская) прошли параллели с Ярославной. В финальной новгородской массовой сцене на фоне золотых куполов напрашивалось гремящее «Славься!».
Не избежал сравнений и предатель Микула (Максим Михалев), коварством напомнивший Григория Отрепьева из «Бориса Годунова».
Хочется отметить и третьего тенора этой богатой на голоса постановки: лирический герой Алексея Капралова – Гаврила Олексич – в награду за подвиги обретет настоящую любовь. Драму и нежность отлично передала актриса Алина Гобярите в роли воинственной псковитянки Василисы.
Когда в сюжете (знакомом по учебникам) нет интриги, главным ожиданием становится художественное решение. Кульминационная битва на Чудском озере была дополнена визуальными эффектами и 3D-проекцией на заднике сцены. Под лязг металла и звуки сражений, как это принято в блокбастерах, экшен давил все возрастающим звуком и мельканием света.
Спектакль получился громким, дорогим и масштабным по сменяемым местам событий и задействованным актерам, переодевавшим костюмы с «белых» на «красных» неоднократно, но с режиссерскими и драматургическими штампами.
Постановка была осуществлена при финансовой поддержке администрации г. Нижнего Новгорода.
Ольга Плаксунова. Фото Татьяны Тощевиковой, предоставлено театром.