Стандарты для талантов

Стандарты для талантов

Нижегородскому хоровому колледжу имени Льва Сивухина исполняется 65 лет. Как водится, праздник отметили большим подарком для нижегородцев — фестивалем «Хоровые столицы России». Поздравить наших мальчишек приехали лучшие коллективы страны. Однако в эти дни отечественных хоровиков объединил не только праздник, но и общая тревога, связанная с подготовкой новых госстандартов в сфере образования («НН» уже неоднократно обращались к этой проблеме).

Вне закона?

Столичная Академия хорового искусства имени Попова в инициативной форме занималась разработкой предложений по новому образовательному стандарту. Ныне эти предложения «застряли» где-то в Минюсте. Ректор академии Николай Азаров сообщил невероятный факт: камнем преткновения на данном этапе рассмотрения стали претензии к орфографии.

— Первым «сигналом» стали вопросы, как мы можем существовать, находясь вне правового поля. Специализированных учебных заведений, как оказалось, вообще не было в старом законе. Но нас обнадежили. Уже в новом законе «пропишут» как следует поступать. И тут началось… Если мы даем общее образование, то не имеем права проводить отбор среди поступающих. Принимать мы обязаны не только мальчиков, но и девочек, иначе мы ущемляем детей еще и по половому признаку. Следовательно, если к нам придет девочка без малейших признаков слуха, согласно новым стандартам мы будем обязаны ее взять.

Руководитель концертного хора мальчиков НХК Александр Орлов, в свою очередь, рассказал, что в прошлом году нижегородский хоровой колледж чуть не закрыли.

— По итогам плановой проверки нам сделали замечание — «дискриминация по гендерному признаку». Я прямо спросил: закрывать нас будут или есть варианты? Упомянул и Сергея Дзевановского, директора Санкт-Петербургского хорового училища имени Глинки, недавно получившего Госпремию за развитие системы образования и воспитания талантливых музыкантов. Как же так, нам предъявляется претензия, а директор аналогичного учебного заведения получает высокую награду из рук президента?

Вопрос времени

Еще одна претензия — «ущербность», неполнота образования, которое дается в ссузах. Однако Сергей Дзевановский считает, что наше музыкальное профессиональное образование — одно из самых успешных и гармоничных в мире.

— Познание мира ребенком происходит не только с помощью общеобразовательного цикла, — утверждает Сергей Юрьевич. — Наши воспитанники с шести лет прекрасно знают дроби, так как изучают нотные длительности. Отлично знают мировую историю и художественную культуру из курса музыкальной литературы. Хорошо знакомы с языком благодаря работе с текстами… Наше образование многократно доказывало свою состоятельность не только в сфере музыкальных профессий. Продолжая свое образование в немузыкальной области, наши ребята оказывались на голову выше многих выпускников общеобразовательных школ.

Что касается права ребенка на осознанный выбор профессии с 16 лет — это равнозначно уничтожению профессии. Невозможно выучить балерину с этих лет!
Какие еще «новинки» от Минобразования могут ожидать средние специальные учебные заведения?

Так как общая нагрузка младших школьников не может превышать 36 часов в неделю, с введением общеобразовательного цикла в ссузах в течение первых четырех лет обучения, скажем, на музыкальные или хореографические дисциплины будет отведено лишь двадцать процентов от общего учебного времени. А как в семь часов в неделю уложить хор, фортепиано, сольфеджио и основы музыкальной литературы, не потеряв при этом в качестве подготовки будущего музыканта? Сегодня согласно учебному плану одними только хоровыми занятиями ребята-капелланы занимаются десять часов в неделю.
Что же будет, если художественные ссузы все же начнут загонять в прокрустово ложе новых ГОСов? Ответ Сергея Дзевановского прост:

— Будем выкручиваться. Идеи уже есть. Протянем еще годик-другой, а там, глядишь, кто-нибудь из высших властей одумается.

Мария ФЕДОТОВА.

Мнение

Александр БЕНИШ, директор ЦКЗ «Юпитер», выпускник хоровой капеллы мальчиков:

— Реформы надо проводить поступательно, а не строить их на отрицании всего существующего. Мне кажется, что некоторые деятели от ведомств культуры и образования не отдают себе отчет в последствиях инициируемых ими новаций.

Никто из известных мне выпускников творческих вузов не является «ущербным» по причине «неполноценного» образования, а, наоборот, демонстрирует большие преимущества в понимании окружающего мира и людей. Относительно «эксплуатации» детей скажу, что, например, если бы Ломоносова и Моцарта не заставляли учиться, они не стали бы Ломоносовым и Моцартом.

Что же касается гендерной дискриминации… Капелла — своеобразное братство, «мужской клуб», куда попадают с детских лет. Если девочка хочет петь в хоре, в Нижнем Новгороде у нее есть прекрасная альтернатива, хор «Жаворонок», например.

Следите за нашими новостями в удобном формате