Вот бы удивились наши родители, узнай они, что лет эдак через «дцать» компьютерные игры перейдут из разряда пустой траты времени в ранг престижной спортивной дисциплины! А ведь за киберспортом — будущее. Можно сказать, что у некоторых современных подростков счастливая судьба: классные геймеры довольно молоды, занимаются любимым делом и порой неплохо на этом зарабатывают. В Нижнем Новгороде живет один из ведущих отечественных киберспортсменов — Павел Червонный. Недавно он защищал честь России в Сеуле, на World Cyber Games, играет, сколько себя помнит, и вообще считает, что ему повезло.
Из клуба — на Олимпиаду
— Началось все давно, я тогда еще в школу не ходил. Отец принес домой первый компьютер — IBM с монохромным экраном, и понеслось. Первой игрушкой стала аркада Digger — там машинка ездила, ела землю. Далее были более мощные компьютеры и более совершенные игры, а потом появились Warcraft: Orcs and Humas, Quake,
— Как вы вышли из клуба в большой киберспорт?
— Мыслей о борьбе за мировое первенство не было. Просто собралась компания с общими интересами, услышали о соревнованиях и решили съездить… Сейчас часто катаемся в Москву на российские чемпионаты, в прошлом году наша игра была факультативной на World Cyber Games — это аналог ЧМ по киберспорту. Год назад появился Point Blank, многопользовательский экшн. В игру меня пригласил друг, с которым я познакомился в компьютерном клубе, стал играть, и меня пригласили в одну из команд, занимавших на то время лидирующие позиции в соревнованиях. Там мы неплохо выступили. Потом меня позвали к себе победители чемпионата, и в Корею я поехал уже с ними.
— И как вам Корея?
— Мне очень понравилось! Природа очень похожа на нашу, те же сосны, только карликовые. Очень чисто, огромные дома, много людей. По улицам волнами расходятся специфические запахи от многочисленных палаток, где готовят национальную пищу. Кстати, популярной у нас корейской морковки я в Сеуле ни разу не видел. И собак корейцы не едят… Говорят, есть
Стратегия победы
— Профессиональные спортсмены ездят на сборы и тренировки, их кормят и одевают, они получают зарплату. А как обстоит с заработком у вас?
— Вообще в моей дисциплине пока нет такого понятия, как «сборная». Есть команды, которые выигрывают отбор, попадают на те или иные соревнования и борются за призовой фонд. Год назад на российском чемпионате по Point Blank наша команда заняла второе место и получила 4500 долларов; за вычетом налога получилось примерно по 18 тысяч рублей на человека. Профессиональные киберспортсмены получают зарплату от спонсоров. Вот только с ними в России туго в отличие от многих прочих стран, где 16 —
— В командном спорте, как правило, четко распределены роли: защитник, нападающий, вратарь… Есть ли аналоги в киберспорте?
— Да, в определенном смысле. Есть игроки аркадного типа, с хорошей стрельбой. Они, как правило, выходят первыми и зарабатывают первые очки. Такого игрока, как правило,
Чтобы крыша не съезжала
— Сидение за компьютером помногу вредно для осанки и для организма в целом. От постоянного напряжения глаз наверняка может портиться зрение. Как сделать так, чтобы увлечение киберспортом не приносило бы вреда здоровью?
— Надо относиться к компьютерным играм серьезно — не как к развлечению, а как к работе. Несколько часов за играми, а прочее время — с друзьями, на свежем воздухе: где угодно, но не за компьютером. У нас, в России, пока все это остается развлечением, пожирающим все возможное время. Я стараюсь проводить за играми не более шести часов в день. Иначе можно потерять мотивацию. Мне лично известно немало людей, которые достигли хорошей формы, отлично выступали, а потом им просто надоедало.
— В сентябре вступает в силу Закон «О защите детей от информационной агрессии». Согласно ему, компьютерные игры «с убийствами» будут запрещены к продаже детям и молодым людям до 18 лет. Теоретически большое количество компьютерных игр, между прочим, признанных официальными киберспортивными дисциплинами, может «попасть под раздачу» и стать в определенном смысле запрещенными. Возможно, будут
— Все это малореально. По аналогии с проваленной борьбой с пиратством: крайне сложно отследить, кто именно скачивает игру, да и торренты прикрыть невозможно. Да, есть достаточно агрессивные игры, но тут все зависит от самого играющего. Если геймер дурак и кроме игры больше ничего не видит, у него вполне может съехать крыша. Я считаю, что эта угроза существует.
В поисках братьев по оружию
— Во что любите играть?
— Во все подряд. Люблю League of Legends, стратегии. Нравится смотреть, как играют во второй Starcraft. Многие любят смотреть телевизор, а я — наблюдать, как играют, притом что вижу, кто какие делает ошибки, понимаю течение игры, и мне это доставляет удовольствие. С братом и с друзьями, бывало, играли в третьих «Героев» ночами напролет.
— Куда податься в Нижнем Новгороде будущему киберспортсмену, в какие компьютерные клубы?
— Клубы умерли с появлением хорошего Интернета. Ведь туда ходили поиграть не только по локальной сети, но, главным образом, в Интернете.
— В компьютерные игры играют многие. Один из нескольких тысяч становится профессиональным киберспортсменом. Оно стоит того?
— Многое зависит от людей, которые встретятся на пути, в какую среду попадет и, следовательно, сможет ли развиться. Мне лично везло. Многое зависит и от желания.
Беседовала Мария ФЕДОТОВА.
Справка «НН»
Киберспорт — спортивные соревнования по компьютерным играм. Его история началась с игры Doom, которая имела режим сетевой игры через локальную вычислительную сеть. Сегодня соревнования по киберспорту проводятся по всему миру. Наиболее значительным из них является турнир World Cyber Games, который организован подобно Олимпийским играм и проходит в
Комментарий специалиста
Марта ЛУКОВНИКОВА, психолог психологического центра системного семейного и организационного консультирования:
— Любая зависимость связана с внутренним ощущением отверженности. Ребенок «уходит» в компьютер тогда, когда ощущает себя ненужным в семье, когда у него нарушен контакт с родителями, особенно с мамой. В таком случае компьютер работает как обезболивающее, помогает компенсировать недостаток тепла и внимания: в игре, в Сети ребенок ощущает себя признанным, нужным, уверенным. Родителям, конечно, удобно: ребенок занят компьютером, под ногами не мешается. Потом они начинают бить тревогу и кидаются в другую крайность — вводят жесткое ограничение или полный запрет на игры. Это, конечно, не решение. Надо понимать, что чрезмерная увлеченность компьютером — лишь следствие, а причина — серьезный дисбаланс семейной системы.
А как у них?
Американская медицинская ассоциация намерена включить пристрастие к видеоиграм в список официально диагностируемых умственных расстройств. По мнению врачей, опасность психического заболевания грозит тому, кто проводит за видеоиграми более двух часов в день и кто рыщет по Интернету в поисках острых ощущений. Необходимость переклассифицировать виртуальную зависимость из категории «формы азарта» в болезни назрела давно — в этом убеждены и отечественные эксперты.