Со старым городом покончили мы счеты?
А что происходит? Старый Нижний уходит в небытие. Земля под ним рвется из рук в руки, и сегодня он уже вынужден существовать фрагментарно, "вставками", "кусочками", отдельными памятниками, которые кое-как встраиваются в новую среду, в новый достаточно шаблонный, общепринятый "контекст". Нижний Новгород стремительно теряет свою идентификацию. Уходит то, что "нарастало" в XIX веке и далее, составляло его неповторимость и прелесть, и приходит средне-статистический город, которых не счесть на европейских широтах. Пройдет совсем немного времени, и о старом Нижнем будут говорить и писать как еще об одной Атлантиде, которая, говорят, была когда- то, существовала.
И все вроде бы закономерно.
Подобную капитализацию, новое урбанистическое оформление пережили тысячи городов мира. Пришло это поветрие и к нам, но в каком виде, господа дорогие. Мой закадычный приятель провел пару дней в этом мае в Праге. Не стал присоединяться ни к каким экскурсиям, а просто бродил по старой Праге, куда глаза глядят. То, что он пережил, просто потрясением не назовешь.
Сохраняется все, XIX век - это уже предмет охраны, заботы, реставрации. Сохраняются кварталы, улицы, дома, какие-то бог весть когда установленные памятники, а кому посвященные, далеко не всякий пражанин и объяснить может.
Разве это мы сейчас видим в решительном "раскорчевании" старого Нижнего?
Конечно, когда речь заходит о деньгах, прибыли, то об исторической памяти думают мало. Стоимость квадратного метра жилья (и офисного, вероятно, тоже) скакнула за последние месяцы на 50 - 60 процентов.
Здесь уж или урвал (успел), или пропал (пусть неудачник плачет). Капитал он такой.
Но вот что удивительно.
Скажем, Рим - тоже проблемный город в смысле коррупции, а скандалами, связанными со спекуляцией земельными участками, там никого не удивишь. Но вот сохранить историческую целостность этот город сумел и в бурные свои строительные 50-е и 60-е годы.
Наверное, я думаю, дыхание ушедших веков, обаяние старины тоже имеет свою цену и привлекательность. И немалую, и гораздо большую, чем когда сметают почти все со своих старых и старинных улиц и настраивают на них новодел, пусть и удачный.
Разумный читатель мне скажет: "Что за сравнения?
Прага, Рим - мировые города, где строили со вкусом многие века, а в провинциальном Нижнем днем с огнем не сыщешь ничего подобного". Да и искать не надо. В нашей провинциальности, уютности, в ритмах уже почти исчезнувших улочек есть своя красота и не передаваемое словами обаяние. Вот мы северяне. Одна нижегородская поэтесса написала: "Мы северяне, потому и любим высокий, бьющий в окна свет". И не только. Жизнь многих поколений наших предков связана с древом, деревянным зодчеством, в том числе городским, которое сегодня цинично именуется деревянными развалюхами.
Да именоваться-то ладно, почти повсеместно деревянная архитектура стирается с городского лица. А чтобы это было не так вопиюще, даже придумана для такой архитектуры почетная ссылка. Нет, конечно, не Туруханский край, поближе, на Щелоковский хутор, в Музей архитектуры и быта народов Поволжья. Там, как для американских индейцев, задуман некий анклав, куда якобы переберутся памятники деревянного зодчества. Этот маршрут уже предписан красивейшему дому постройки 30-х годов XIX века по улице Варварской, 27. Это же надо, как прогнулась нижегородская архитектурная мысль, что такому дому-красавцу нет места на улицах родного города. Чем же удивлять будем сотеннотысячные толпы туристов, которых мы хотим заполучить в самое ближайшее время у себя в городе?
Прохожу я сейчас по Варварке каждый рабочий день и вижу нечем. Ау, старый Нижний, где же ты?
Покойный реставратор и знаток деревянного зодчества Федор Васильев рассказывал мне, что есть технология сохранения и воссоздания деревянных построек. Их тоже можно приспосабливать под офисы, кафе, крохотные музейчики. По всему миру последние растут как грибы.
Только что прочитал в журнале о четырех новых музеях в городах Германии - Берлине, Штутгарте и Марбахе - современной литературы, телевидения, германского исторического, музея фирмы Мерседес-Бенц. И музей, и старая улочка, и старинный дом - это не просто ностальгия, это часть жизнестойкости города, это печать его культуры.
"Перекинуть" свою историю в спецанклавы - значит, по-моему, сильно не уважать себя и своих предков.
Да и то сказать, перевести старые дома надо еще суметь, на это и на обустройство их на новом месте, на необходимую реставрацию потребуются немалые деньги. Что, опять из бюджета? А может, пусть на это тратятся творцы новодела?
Любишь кататься, люби и саночки возить. И самое главное, сам-то музей на Щелоковском переживает не лучшие времена.
Его давит коттеджная застройка, Сахарный Дол уже облюбовали те, у кого хлопнешь по карману - звенит, да еще как. Где и как в музее может расположиться новая, городская улица - что-то плохо понятно; каковы перспективы развития музея - тоже вопрос.
Бывший министр культуры областного правительства Владимир Седов много чего обещал в перспективах преображения музея на Щелоковском, да где он, Владимир Иванович, и где его министерство?
А старый Нижний тем временем, как "Титаник", уходит и уходит из поля видимости. Причем, когда говоришь с чиновниками, у них находится резон доказывать, что все нормально и хорошо. Все памятники на учете, в сохранности, а что касается "рядовой застройки", то закона нет ее оберегать и сохранять.
Ну, во-первых, о сохранности.
Заляпанная и изуродованная штукатуркой каменная кладка Рождественской (Строгановской) церкви - это и есть сохранность? И никто, ни одна головушка за это ответственности не понесла. А во-вторых, о "рядовой застройке". Дело ведь не в том, что вот в таком-то доме кто-то знаменитый родился и дом этот надо оберегать. Дело совсем в другом. В культурно- исторической среде, которую в старом Нижнем не только нарушили, разворошили, но изуродовали и перечеркнули как нечто несущественное. По правилу анклавов оставили нам, как медаль, Започаянье, но, по-моему, серьезных идей, как сохранить и передать нашим наследникам этот уголок города, никто сюда не привнес.
По-моему, у нас, у наших детей и всех детей, которые будут появляться в Нижнем потом, отняли очень важное - ощущение непрерывности бытия. Нам и так кажется, что мы приходим и все только начинается, а что там было до нас, кто там разберется.
Историю важно не только знать, но и уметь почувствовать, как любовь. Старинные города умеют навевать мелодии любви... Ну да хватит об этом.
Все понимают, что градостроительство тоже политика.
Только что институт Левады опубликовал результаты очередного опроса общественного мнения. Только один процент(!) опрошенных россиян видит себя среди тех, кто как-то влияет на политику. Мы же, 99 процентов то есть, здесь ни при чем. Хотя справедливости ради надо сказать, что в градостроительстве в Нижнем в последние месяцы стало больше публичности и элементарного порядка. Градостроительные проекты так или иначе обнародованы, сотрудники известного предприятия "Этнос" разработали историко-культурный опорный план центральной части Нижнего, его собирается утверждать правительство области. Наконец-то спохватились. После пятнадцатилетней героической борьбы новоделов за землю и волю, за территории для своих незабываемых творений, может быть введут какие-то рамки и правила.
Хотя лично я верю в это плохо. Когда на кону хорошие деньги, столько способов жить по понятиям, а не по законам.
Среди важнейших дел, которые еще как-то могут повлиять на складывающуюся архитектурную историю города, мне видится еще вот какое.
Создание Белой или Черной книги (назовите как хотите) Нижнего Новгорода. Мне кажется, что любые здания, даже самые затрапезные развалюхи, исчезающие с лица нижегородской земли, особенно в центральной части города, должны быть "запротоколированы".
Сфотографированы с разных точек зрения, описаны специалистамиархитекторами в специальной краткой справке, зафиксированы в кратком краеведческом резюме. И все это должно войти в специальную книгу, даже если потребуется издавать бесчисленное количество ее томов. Пусть потомки наши хоть таким образом узнают и поймут, какой Нижний мы потеряли. Ну невозможно растворить в беспамятстве то, что было родиной для целых поколений нижегородцев.
У книги этой будет небольшой тираж, в основном библиотечный.
Но создаваться она должна по высшему классу полиграфического искусства. Так велит память. Конечно, издание это архидорогостоящее, и бюджет здесь должен быть ни при чем. Все расходы по выпуску подобной книги должны лечь на плечи блистательных фирм, имеющих сегодня не менее блистательные доходы со своего строительного новодела. Не надо скупиться, господа! И чтобы у вас не тряслись при каждом благотворительном жесте руки, вот хотя бы такой одобряющий вас факт. Всего один, но красноречивый. В 2003 году известный в Германии банк - "Дойче банк" - израсходовал на благотворительные социальные и культурные цели 67 миллионов евро. Равнение на передовиков капитала!