Нижегородская государственная академическая филармония имени Ростроповича открыла очередной, 69-й концертный сезон. Как всегда, ожидаются сотни часов прекрасной музыки, встречи с ведущими исполнителями мира... и неизменно низкие цены на билеты.
Наша собеседница - директор филармонии Ольга Николаевна ТОМИНА.
Себе в убыток
- Я всю юность провела в филармонии и знаю, что основная масса слушателей - люди, отнюдь не относящиеся к финансовой верхушке общества. Посетители наших концертов - интеллигенция: врачи, учителя, студенты, ученые, музыканты. Поэтому мое кредо - сделать цены максимально доступными, и мы к этому стремимся.
При этом хочется, чтобы наши программы не уступали столичным.
И я со всей ответственностью заявляю: они и не уступают.
На московских и санкт-петербургских афишах вы увидите те же имена, что и на афишах нижегородской филармонии.
Вся наша деятельность оценивается заполняемостью зала. Не случайно существует поговорка: "Полный зал - маленький наркотик для директора". Когда я спускаюсь в зал и вижу там тысячу счастливых лиц, у меня поднимается настроение.
Как же это организовать?
Конечно, мы ведем переговоры с артистами. Многие из них связаны с нами многолетней дружбой.
Ростропович, Гутман, Вирсаладзе, Башмет, Венгеров, Шварцберг, Репин, Спиваков, - все они с готовностью приезжают к нам, соглашаясь играть за минимальные гонорары.
В проведении фестивалей или крупных акций нам помогают спонсоры. Но мы в любом случае вынуждены организовывать мероприятия, которые приносили бы нам доходы, компенсирующие неизменно убыточные концерты академических жанров. Во всем мире они никогда не были прибыльными.
Финансовое положение филармонии достаточно стабильно: мы зарабатываем некоторое количество дополнительных средств с тем, чтобы окупать расходы на концерты классической музыки. Так что публика академических концертов у нас - самый привилегированный класс.
Конечно, можно добиться и совсем низких цен на билеты, набрав малоизвестных артистов, которые "подешевле". Но нет: у нас высокая планка исполнительская и низкая - ценовая. Я знаю расценки и могу сказать точно, что наши билеты значительно дешевле, чем во всех прочих филармониях Поволжья.
Учиться, не выходя из зала
- Абонемент - это форма образования.
Определенная серия концертов в течение года. Мы знаем, что некая аудитория купила билеты на конкретный цикл, и этой аудитории преподносим определенную сумму знаний и впечатлений, так что цикл абонементных концертов сопоставим с учебным курсом. Например, вот новый абонемент номер два, кстати появившийся по просьбам слушателей. Это пять концертов русской музыки. Чайковский, Глинка, Мусоргский, Римский-Корсаков и Танеев, пять вершин. Прослушавшие этот абонемент могут считать себя осведомленными в том, что происходило в русской музыке XIX века.
В филармонии работает система обучения и воспитания слушателя от детского сада до самых вершин.
Так, в форме красочных спектаклей по специальным сценариям дети, играя, выучивают термины и приобщаются к тайнам музыкального языка. Все должно быть выстроено в систему и иметь ясную стратегическую цель. А не так, что мы сегодня набрали полный зал народу, развлекли - и до свидания. Я горжусь тем, что люди, попавшие в поле нашей деятельности, становятся слушателями филармонии. И уже на детские концерты приходят внуки первых слушателей.
Что будем играть?
- Репертуарная политика филармонии проста: все жанры хороши, кроме скучного. Конечно, основа программ - классика. Но мы также регулярно включаем в программы современную музыку высокого класса, и количество премьер в течение сезона у нас очень велико. Известны вошедшие в историю премьеры, проходившие в нашей филармонии по инициативе и под управлением Израиля Борисовича Гусмана - музыка Шнитке, "Поэтория" Щедрина, да и некоторые симфонии Шостаковича.
Гусман же с Ростроповичем организовали фестивали современной музыки. Теперь это смешно вспомнить: Дебюсси, Бриттен, даже Шостакович считались авангардом на грани запрета. Мы не знали имен, известных во всем мире. Поэтому пропаганда новой музыки - одна из наших главных задач, и у нашей филармонии в этой области большой авторитет.
Иногда мы позволяем себе показать совсем уж авангардную музыку.
Как, например, в рамках Дней Нидерландов на минувшем Сахаровском фестивале. Я человек очень любопытный и всегда с большим интересом отношусь к тому, чтобы представить новое сочинение, но если оно малоинтересно, мы, конечно, отказываемся.
Кстати, культурное пространство за рубежом очень сильно отличается от российского - у нас больше почтения к классике, и исполняется она в гораздо большей пропорции по отношению к новой музыке.
Когда душа в полете
- Конечно, у меня есть любимые произведения, композиторы и исполнители.
Но их очень много. Разве можно сказать, кто лучше: Третьяков или Спиваков, Ростропович или Миша Майский? Разные музыканты, все - гении.
Современная музыка вызывает у меня большой интерес, и я слушаю ее с сознанием внутреннего долга, но не могу сказать, что моя душа во время прослушивания этой музыки находится в таком же полете, как когда я, например, слушаю музыку Шостаковича. Помимо Шостаковича - XIX век, музыка романтического направления. Слушая ее, я буквально выздоравливаю...
если плохо себя чувствую.
Иногда по завершении тяжелого рабочего дня я спускаюсь в зал и после концерта ощущаю себя абсолютно отдохнувшей.
Мария ФЕДОТОВА.
P.S.
Особо хочется проанонсировать открытие абонемента N 4 "Музыка в джинсах", которое состоится 26 сентября. В кремлевском концертном зале выступит "Moscow Art Trio" (Михаил Альперин - фортепиано, Аркадий Шилклопер - валторна, альпийский рог, Сергей Старостин - вокал, кларнет, народные инструменты).
В концерте примут участие норвежец Роб Уоринг (ударные) и АСО филармонии. В программе - композиции Михаила Альперина, "созданные не без помощи Пярта и Гайдна, с отголосками подлинного фольклора России и Норвегии, Индии и Грузии".