Вчера в Законодательном Собрании Нижегородской области был социальный день. В повестке пленарного заседания оказалось столько законопроектов с предоставлением различных льгот и выплат, что вице-губернатор Владимир Иванов взмолился. Он специально вышел на трибуну, чтобы напомнить депутатам о том, что законы надо не только принимать, но и исполнять. На будущий год, сказал главный бюджетный финансист, мы уже имеем дополнительных бюджетных обязательств по социальным вопросам на 1 миллиард рублей. Остались к тому же долги по обязательствам предыдущих лет. Иванов произвел впечатление, депутаты осознали, что десятки законов стоимостью в 1 - 5 миллионов рублей могут вырасти в гору, которая погребет областной бюджет.
Кстати, о бюджете. Предлагая утвердить поправки в бюджет этого года, заместитель председателя комитета по бюджету и налогам Виктор Лунин подчеркнул, что намного приятнее голосовать за увеличение доходов бюджета, чем за его секвестирование, и отметил роль областного правительства в деле умножения бюджетных доходов. Виктор Лунин знает, что говорит, ведь ему приходилось заниматься урезанием бюджета и в качестве директора областного департамента финансов, и в качестве депутата.
Бюджет Нижегородской области увеличивается в доходной части на 38 с половиной миллиардов рублей, а в расходной на 39 с небольшим миллиардов рублей. Дефицит бюджета не изменится и составит не более 772 миллионов рублей, что, по словам Владимира Иванова, для областной казны Нижегородской области не представляет опасности. Депутаты согласились с вице-губернатором и внесли изменения в 13 статей Закона "Об областном бюджете на 2006 год". Из более чем двухмиллиардной прибавки к бюджету примерно половину составляют трансферты из федерального бюджета как по линии исполнения обязательств государства перед его гражданами, так и по линии национальных проектов.
Собственно областные средства, дополнительно заработанные путем тщательного собирания налогов, арендных плат и сборов, правительство решило направить на реконструкцию инженерных коммуникаций Балахнинского района, на укрепление материальной базы районных подразделений УВД, на выплату своей доли в строительстве дорожно- транспортного обхода вокруг Нижнего Новгорода и областные социальные программы.
Дорожно-транспортная тема, прервавшись ненадолго пожарной, завладела умами областных парламентариев всерьез. Если поправки в областной Закон "О пожарной безопасности" не вызвали у депутатов возражений, то над поправками в Закон "О транспортном налоге" они потрудились основательно. Суть предложенных областным правительством поправок можно выразить двумя словами - повышение налога. Правительство предложило увеличить налог на все виды транспорта, от наземного до водного, мотивируя тем, что региональному Дорожному фонду катастрофически не хватает средств. При потребности в 8 миллиардов рублей в год фонд собрал в этом году немногим меньше полутора миллиардов (кстати, больше запланированного). Состояние дорог и мостов в Нижегородской области настолько плохо, что срочно надо укреплять налоговую базу. Собранные в результате увеличения транспортного налога 500 миллионов рублей, пояснил исполняющий обязанности губернатора Виктор Клочай, будут потрачены на реконструкцию Волжского моста. На мосту и подводящей дамбе за два года появится третья полоса, которая облегчит ситуацию и расширит пропускную способность "северных" ворот Нижнего Новгорода.
Еще почти 260 миллионов рублей надо вложить в Мызинский мост, чтобы он не "сложился" однажды в гармошку.
Виктор Клочай сообщил, что в России уже восемь мостов подобной конструкции разрушились именно так. Насколько серьезна угроза, депутаты выяснять не стали, но встали грудью на защиту владельцев малых лошадиных сил - до 100 под капотом.
Именно они, а это чуть больше 38 тысяч автовладельцев, должны были выдержать повышение налога более чем в 2,5 раза. Депутат Александр Косовских заметил, что если для владельца мощного джипа повышение налога может показаться несущественным, то для владельца старенького "Запорожца" или "копейки" 875 рублей в год совсем не лишние. Дебаты затянулись, Николай Рябов предложил вообще отложить второе чтение закона и тщательно обсудить поправки с целью перераспределения бремени налога на владельцев дорогих автомобилей и яхт.
Но спикер Евгений Люлин напомнил коллегам, что правительство применило наивысшие ставки налога, разрешенные федеральным законодательством, и речь может идти лишь о снижении ставки для отдельных категорий владельцев транспортных средств. Он согласился с тем, что ставки для владельцев дорогих машин и яхт очень низкие, и предложил направить письмо в федеральные органы власти. Эпистолярная активность депутатов ЗС НО, кстати, в последнее время повысилась, вчера же они приняли обращение к президенту России Владимиру Путину и председателю правительства Михаилу Фрадкову о недопустимости подъема уровня Чебоксарского водохранилища.
Депутат Роман Антонов предложил коллегам принять закон, но с двумя поправками: ввести дополнительную категорию автовладельцев - с мощностью автомобильных двигателей до 45 лошадиных сил (такая категория была в предыдущем законе), и дополнительную категорию для владельцев мотоциклов - с мощностью до 40 лошадиных сил. Таким образом, владельцы "Запорожцев" будут платить по 15 рублей с "лошади" в год, а владельцы "Днепров" и "Уралов" - по 30 рублей, в то время как байкеры на "Ямахах" заплатят по 50 рублей за "лошадь". Это предложение примирило депутатов, и они при повторном голосовании перевесом всего в один голос все же приняли поправки.