Кого ни спрашивал - соседей, знакомых, так и не смог толком понять, что несет нам жилищно- коммунальная реформа. Кто будет смотреть за домом, какие выгоды от передачи его на обслуживание управляющих компаний?
А может, только еще больше проблем прибавится жильцам?
Проблема содержания жилищно- коммунального хозяйства всегда была предельно остра: и тогда, когда на этом поле безраздельно властвовали безликие ЖЭКи и ДЕЗы, и теперь, когда по форме идет передача хозяйства на обслуживание управляющих компаний, а по сути под новой вывеской остаются те же структуры и те же люди, не желающие пальцем о палец ударить для нашего с вами блага.
Ни для кого не секрет, что положение дел в сфере нижегородского коммунального хозяйства на сегодняшний день поистине удручающее.
Отслужившие по шестьдесят (!) лет трубы, готовые рухнуть перекрытия, протекающие крыши и проваливающиеся полы - такова, увы, печальная "объективная реальность" для тысяч и тысяч нижегородцев.
По оценкам специалистов, которые мы узнаем из прессы, системы жизнеобеспечения изношены на 50 - 70 процентов, а четверть всех коммуникаций давно уже отслужила свой срок. Ежегодные убытки только из-за утечки воды по городу составляют десятки миллионов рублей.
Примерно в такую же сумму оценивается перерасход электроэнергии для поддержания напора воды в прогнивших трубах. За последние десять лет аварийность выросла в пять раз. Уровень надежности наших коммуникаций в десятки раз ниже, чем в европейских странах.
Для Нижнего Новгорода эта проблема, быть может, еще более актуальна, чем для регионов России в общем и целом. Дело в том, что на территории города сосредоточено огромное количество так называемого ведомственного жилья, долгое время находившегося на балансе предприятий. Пожалуй, не стоит вновь рассказывать о том, каким образом содержалась ведомственная "социалка" и в советское, и в постсоветское время, если, конечно, речь не идет о квартире директора огромного комбината или об официальной резиденции для переговоров и презентаций.
То, что было громогласно названо "реформой ЖКХ", подтвердило самые худшие опасения здравомыслящих аналитиков. Система субсидий, покрывающая из местного бюджета разницу между тем, что мы платим, и реальной стоимостью получаемых услуг, не принесла ощутимой экономии для малообеспеченных семей. На фоне постоянно растущих тарифов не происходит мало-мальски заметного улучшения в работе коммунальных служб.
Складывается такое ощущение, что сама "реформа" в понимании нижегородских чиновников сводилась в первую очередь к увеличению тарифов, весьма условно связанному с реальными затратами предприятий ЖКХ, оказывающих нам коммунальные услуги.
Эта невеселая догадка подтверждается нынешним ходом очередного этапа реформы, а именно передачей управления коммунальным хозяйством из рук "монополиста"- ДЕЗа под эгиду управляющих компаний, которые отличаются от ДЕЗов только формой собственности.
Это частные лавочки, которым просто передаeтся бывшее дезовское хозяйство, муниципальная собственность.
И всe. Процесс обмена шила на мыло никогда не относился к числу особо любимых в народе, а ведь именно так можно назвать массовую смену вывесок на дверях вчерашних ДЕЗов.
У тех жителей, что, по словам городских властей, дружно выбрали управляющие компании, - головная боль, подозрительно напоминающая старые советские времена.
Взять любой район. Никакого выбора между управляющими, эксплуатационными компаниями сормовичам предложено не было. ДЕЗ просто поменял название на управляющую компанию, собираясь в качестве подрядчиков использовать...
те же самые ЖЭКи. Как именно они работают, нам всем хорошо известно.
Те же "волк и семеро козлят", но на новый лад. С той только разницей, что претензии теперь можно предъявлять только головной компании - исполнитель фактически никакой ответственности не несет.
Виктор МИХАЙЛОВ, житель Нижнего Новгорода.