Это мерзкое слово — билетик

Это мерзкое слово — билетик

Кто из нас хотя бы раз в жизни не ездил зайцем на пригородной электричке? Разве что тот, кто никогда не ездил на электричках вообще. В былые времена, лет 15  20 назад, когда в области на предприятиях работало гораздо больше народа, а собственная машина была мало кому доступной роскошью, поголовье зайцев множилось и процветало. Им не мешали турникеты и контролеры, а давка в вагонах помогала проехать на халяву самые дальние расстояния.
Вывезли в степь
Бывало, на целую электричку приходилась всего одна бригада по отлову безбилетников. Согнав ушастых в один вагон, проверяющие обычно располагались в нем же и благодушно посмеивались, наблюдая как одни мчатся по платформе, а другие утрамбовываются в тамбуре, как кильки в банке. Ловили обычно бабушек с клюшками, подростков, женщин интеллигентного вида. То есть тех, кто не мог сопротивляться и в число зайцев попадал по нелепой случайности или ошибке. А еще зайцы раннего постсоветского периода дергали стоп-кран, чтобы успели сесть все безбилетники
Покопавшись в памяти, нашла там один вопиющий случай противозайцевого беспредела из времен своего студенчества. Зайцы в количестве семи человек скопились в последнем вагоне. За пару остановок до конечной контролеры покинули вагон. Безбилетники вздохнули свободно, расправили плечи, позволили себе похихикать над своей нелегкой судьбой Рано радовались, как говорится. На конечной станции последний вагон блокировали, а после высадки пассажиров состав угнали куда-то на запасные пути, практически в чисто поле. Больше всего в данной ситуации было жалко старичка с клюшкой и даму бальзаковского возраста с двумя огромными сумками. Нам, студентам, выбраться к станции было намного проще, но и то ходьба заняла больше часа.
Бьются за халяву
С зайцами боролись всегда. Даже в советские времена халявщиков было хоть отбавляй, хотя проезд стоил недорого. Переход на рельсы капитализма спровоцировал и рост поголовья зайцев (у многих попросту не было денег на билет), и способствовал их истреблению (транспортники начали на них серьезную охоту).
Самые сильные потери ряды зайцев понесли в 2005-м, тогда были установлены новые турникеты для пропуска пригородных пассажиров на посадочные платформы на вокзале станции Горький  Московский. Через старые пропускники нельзя было выйти на платформу, новые не выпускали и с платформы тоже. Такие же стоят на Московском вокзале и по сию пору.
Зайцы защищались, как могли! Организация защиты прав потребителей «Общественный контроль» умудрилась даже выиграть суд против РЖД: в августе 2006-го московский суд Мещанского района обязал железнодорожников демонтировать турникеты на выходе с перронов железнодорожных станций. Тщетно. Турникеты по-прежнему работают и на выход.
Байки и быль
В Интернете есть десятки групп с примерно одинаковыми названиями: «Электричка Нижний Новгород  Шахунья» (Дзержинск, Семенов, Балахна и т. д.). Начинка у всех страниц на 90 процентов одинакова  зайцы делятся своими впечатлениями о контролерах, размещают фото любимых и нелюбимых проверяющих, дают советы, как их обмануть. Многие из этих советов, что называется, проверены мною на себе. Реально действуют единицы.
Миф 1-й. Пройти через турникет вдвоем по одному билету, тесно прижавшись друг к другу.
Пройти действительно можно, но надо понимать, что успех предприятия зависит от характера контролеров. Один может улыбнуться нахальству зайцев, другой  вызвать охрану.
Миф 2-й. Пересидеть время проверки в туалете.
Можно, конечно. В туалет контроль не заглядывает. Но надо быть готовым к тому, что сидеть там придется постоянно  контроль проходит по составу не раз. Удобство сомнительное и плохо пахнущее.
Миф 3-й. Пробраться на перрон.
А вот это абсолютная правда. Попасть на перрон действительно не составляет большого труда. На тех станциях, где нет турникетов, нужно просто прийти примерно за полчаса до отправления электрички, пока контроль еще не занял подступы к платформе. Можно и наоборот  вбежать на платформу, когда электричка уже подошла. У кого поднимется рука задержать «опоздуна»? В областном центре и того проще  на Московском вокзале регулярно прибывают и отбывают поезда. Смотрим номер прибывающего/отбывающего поезда, делаем лицо кирпичом и проскакиваем мимо билетерш, небрежно бросив на ходу: «На сто семнадцатый (девяносто девятый и т. д.)!». Срабатывает безотказно. Такой же способ, кстати, можно использовать и при выходе, чтобы не покупать билет на выход.
Миф 4-й. У спящих билеты не проверяют.
Зависит от контролера. Могут и растолкать.
Миф 5-й. Принцип бомбы  дважды билет у одного пассажира не проверят.
Полная ерунда, могут проверить и трижды.
Миф 6-й. Контролеры  тоже люди, и с ними можно договориться.
Можно. Главное  не канючить про отсутствие денег, если ты лет десять как справил совершеннолетие. Ребенок может себе это позволить, взрослому придется быть более изобретательным. Можно интеллигентно шутить, с милой улыбкой сказать, что можешь заплатить не больше 30 рублей, потому что «жена убьет», отвесить девушкам комплимент.
Однажды контролеров ввел в ступор льготник-военный, рядом с которым по чистой случайности оказались три молодые девушки. Предъявив свой льготный документ, молодой мужчина совершенно спокойно сказал: «А эти девушки  со мной, они мои жены!» Пожилой проверяющий долго думал, что ответить вежливому нахалу, потом пробормотал: «Даже жена президента платит за проезд!» На что получил вполне резонный ответ: «Она в электричках не ездит». На этом все и закончилось.
Договаривайтесь, конечно. При хорошо подвешенном языке можно продержаться целый перегон
Миф 7-й и последний. От контролеров можно перебегать по платформе.
Еще месяц назад я безоговорочно признала бы это правдой. Мою уверенность значительно поколебала одна дама-контролер. Наиболее красноречиво о ней может рассказать такой факт: в вагоне она работала одна, без напарницы и охранника, и при этом умудрилась разогнать компанию из пяти пьяных молодых людей, которые задирали окружающих, курили в вагоне и вообще «порядок хулиганили». Что она им сказала  неизвестно, но молодые люди, как овечки, вышли в тамбур, подгоняемые блюстительницей законности. На первой же станции они выскочили на перрон и побежали в другой вагон. Параллельно им по вагону бежала(!) и грозная дама. Противоборствующие стороны встретились в дверях, ошарашено посмотрели друг на друга и побежали дальше. Чем закончилось приключение  осталось неизвестным, но после этого случая моя уверенность в том, что от контролеров можно спастись, перебегая по платформе, значительно поколебалась.
Поспорим
Отношение к зайцам и вообще к безбилетному проезду у россиян разное, о чем красноречиво свидетельствуют форумские дебаты.
Туча: Я всегда плачу за проезд. Почему? А стыдно не платить. Я так воспитан. И поэтому эти бегающие по электричке и перебегающие из вагона в вагон для меня просто быдло.
Толян: Господа! Я имею возможность сравнить стоимость транспорта в Англии, например, и у нас! В России цены просто разбойные! Заяц  это протест против российского ценового беспредела!
Советский человек: Помню, в советские времена был такой стишок: «Бывают зайцы белые, бывают зайцы серые, а ты какого цвета, товарищ без билета?» Запомнилось на всю жизнь  плачу за проезд всегда!
Просто я: Я бы платила. Но за качество и разумную цену, а не столько, сколько дядя захотел себе в карман положить.
Артем: Самое смешное, что люди наивно верят: если зайцы исчезнут как класс, РЖД снизит цены Продолжайте платить, господа
Зайцы  любители и «профессионалы»
Распространено мнение, что заяц должен только уметь быстро бегать. Это годится лишь для случайных безбилетников, это действительно так. Зайцы «из принципа» или экономные зайцы (студенты, не желающие тратить деньги на билет) вырабатывают собственную стратегию и тактику халявного проезда. В расчет берется все: количество проверяющих, скорость их движения, скорость движения поезда, остановки, пассажиропоток, количество вагонов, время стоянки поезда, ширина платформы, ее покрытие (если бежать придется в неудобной обуви, не дай боже  на шпильке) и даже следующие электрички (на случай неудачи и для прогнозирования пассажиропотока). Высший пилотаж  знать всех контролеров в лицо и в соответствии с этим выстраивать линию поведения. Для экономных и принципиальных поездки без билета  это своеобразная жизненная философия, шахматная партия, экстремальное развлечение.
А представим на минуту  зайцы как класс ликвидированы! Куда деваться тысячам контролеров, охранников, билетеров, всем тем, кого зайцы в прямом смысле слова кормят?
Берегите зайцев!
Елена ЛАЗАРЕВА.

Комментарий специалиста
Андрей ГОРДИЕНКОВ, генеральный директор «Волго-Вятской пригородной пассажирской компании»:
 По результатам исследований, за прошлый год 3 процента пассажиров проехали бесплатно, 25 процентов  по билету не на полную дальность поездки. В настоящее время на основных пригородных маршрутах внедряется технология работы бригад по принципу «один кассир на один вагон».
В результате мероприятий по предотвращению безбилетного проезда в 2011 году удалось увеличить сбор денежной выручки на 10 процентов, треть этой суммы расходуется на борьбу с безбилетниками.

К слову
В РЖД считают приемлемым штраф для безбилетников в электричках в 1000 рублей, заявил начальник центра по корпоративному управлению пригородным комплексом РЖД Максим Шнейдер. И добавил: «Тысяча  это уже неплохое начало». Разговоры об увеличении штрафа впервые начались прошлым летом, когда начальник департамента пассажирских сообщений РЖД Геннадий Верховых, ссылаясь на европейский опыт, предложил увеличить суммы штрафа до 60 евро.

Откуда уши растут
Есть несколько версий, почему безбилетного пассажира принято называть зайцем. Достоверно известно лишь то, что меткому словцу уже более ста лет, поскольку толкование слова «заяц» в значении «безбилетник» встречается в словаре Даля («заячий» поезд, например).
Возможно, зайцами безбилетников окрестили из-за устойчивых фольклорных ассоциаций  подобно зайцу из сказок, пассажир без билета труслив и боится быть обнаруженным.
Чехов считал, что зайцами безбилетников называли из-за проворства, так как первые представители этой касты выпрыгивали из транспорта прямо на ходу.
Можно также предположить, что слово «заяц» возникло в жаргоне железнодорожников, которые пропускали в вагоны безбилетников за определенную мзду. Такой пассажир должен был вести себя тихо, не привлекать внимания и не показываться на глаза.

А как у них
В Европе безбилетник, увидев контролера, уходит в туалет. Главное  не запирать дверь, чтобы не появился сигнал «занято».
В Финляндии и других Скандинавских странах зайца могут сдать коллеги-пассажиры по принципу «если я плачу, то и он пусть платит».
В Эстонии судебный исполнитель конфисковал и выставил на продажу квартиру и имущество жителя Таллина, который 26 раз попадался контролерам без билета в общественном транспорте. Задолженность зайца  немногим более 1000 евро.
В 1934 году немецкие национал-социалисты расстреляли безбилетников в городском трамвае, тем самым решив проблему на время своего правления.
Даже птицы бывают зайцами. Орнитологи выяснили, что лондонские голуби передвигаются по стране на электричках. Если контролер гонит «безбилетника» из вагона, голубь будет пытаться влететь в соседнюю дверь или соседний вагон, причем за секунду до закрытия дверей, когда его уже невозможно выгнать.
Безбилетники были даже на «Титанике».

Следите за нашими новостями в удобном формате