Размытая грань разумного

Размытая грань разумного


К теме незаконных психологических тестирований, проводимых в учебных и дошкольных учреждениях Нижнего Новгорода, «НН» обращались неоднократно, однако актуальности проблема, судя по продолжающим поступать в редакцию звонкам, не теряет. И если в обычной общеобразовательной школе отказаться от сомнительных тестирований куда проще, в специальных коррекционных учебных заведениях занятия с психологом могут быть заявлены как обязательные, хотя таковыми они, на самом деле, не являются.
Между двух огней
«Отстающий в развитии» и «умственно отсталый» Несмотря на словесное созвучие, смысловая разница между двумя этими формулировками огромная. В то время как первый диагноз еще подается лечению, второй, скорее, является приговором на всю жизнь. Поперек такой вот тонкой «грани разумного» и находятся воспитанники одной из коррекционных школ VII вида в Автозаводском районе, родители которых не согласны с выводами местных педагогов и психологов.
 Проблема в том, что неугодных детей, не побоюсь этого слова, выживают из учебного заведения, отсылая ребят в школу VIII вида, пребывание в которой сразу ставит крест на будущем ребенка, ведь обучаются в таких заведениях только дети с диагнозом «умственная отсталость»,  рассказывает мама одного из учеников третьего класса Ирина Маляева (имя и фамилия изменены.  Авт.).
Основания для таких громких заявлений у нижегородки, по ее словам, имеются. В прошлом году школьный психолог, с которым у Ирины и еще у нескольких родителей, ныне готовящих обращение в районный отдел образования, не заладились отношения, поставил ее перед фактом: сына необходимо перевести в коррекционное учебное заведение для умственно отсталых (VIII вид). У мальчика, по ее утверждению, согласно проведенным психологическим исследованиям, помимо неврологических проблем (которые и послужили поводом для зачисления ребенка в специальную школу-интернат VII вида) имеются явные отставания в умственном развитии.
Последовавшая районная медико-педагогическая комиссия, практически полностью состоящая из местных преподавателей, также признала ребенка непригодным для обучения в автозаводской школе, однако женщина, как говорится, руки опускать не стала и обратилась в вышестоящую инстанци  областную комиссию. И ее эксперты предыдущие выводы опровергли.
Тест  не показатель
 Занятия с психологом в нашем образовательном учреждении проводятся для развития психомоторики, внимания и памяти,  прокомментировала ситуацию завуч по воспитательной работе коррекционной общеобразовательной школы-интерната Елена Сергеева.  Выводы психолога носят рекомендательный характер, и никакого давления как на детей, так и на их родителей со стороны преподавательского состава не оказывается.
Более того, от психологических тестирований своих чад даже в коррекционных учебных учреждениях, так же как в обычных общеобразовательных школах, можно отказаться, хотя сама Ирина, по ее рассказу, об этом ключевом нюансе при подписании договора со школой в известность поставлена не была.
 Занятия с психологом и логопедом в коррекционных учреждениях такого типа являются неотъемлемой частью учебного процесса, так как специалистам необходимо выявлять, какие именно трудности испытывает ребенок на данной ступени развития,  поясняют специалисты отдела дошкольного и общего образования министерства образования Нижегородской области.  Однако данный вид работы не может выстраивать и влиять на сам образовательный процесс, поэтому такого рода диагностика должна быть очень осторожной и тактичной.
Иными словами, выводы отдельных специалистов всегда могут опровергнуть эксперты все той же областной психолого-медико-педагогической комиссии. Именно она является своеобразным высшим судом и именно туда стоит обращаться всем родителям, усомнившимся в выводах отдельных специалистов.
Ирина ДРОНОВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате