К теме незаконных психологических тестирований, проводимых в учебных и дошкольных учреждениях Нижнего Новгорода, «НН» обращались неоднократно, однако актуальности проблема, судя по продолжающим поступать в редакцию звонкам, не теряет. И если в обычной общеобразовательной школе отказаться от сомнительных тестирований куда проще, в специальных коррекционных учебных заведениях занятия с психологом могут быть заявлены как обязательные, хотя таковыми они, на самом деле, не являются.
Между двух огней
«Отстающий в развитии» и «умственно отсталый»… Несмотря на словесное созвучие, смысловая разница между двумя этими формулировками огромная. В то время как первый диагноз еще подается лечению, второй, скорее, является приговором на всю жизнь. Поперек такой вот тонкой «грани разумного» и находятся воспитанники одной из коррекционных школ VII вида в Автозаводском районе, родители которых не согласны с выводами местных педагогов и психологов.
— Проблема в том, что неугодных детей, не побоюсь этого слова, выживают из учебного заведения, отсылая ребят в школу VIII вида, пребывание в которой сразу ставит крест на будущем ребенка, ведь обучаются в таких заведениях только дети с диагнозом «умственная отсталость», — рассказывает мама одного из учеников третьего класса Ирина Маляева (имя и фамилия изменены. — Авт.).
Основания для таких громких заявлений у нижегородки, по ее словам, имеются. В прошлом году школьный психолог, с которым у Ирины и еще у нескольких родителей, ныне готовящих обращение в районный отдел образования, не заладились отношения, поставил ее перед фактом: сына необходимо перевести в коррекционное учебное заведение для умственно отсталых (VIII вид). У мальчика, по ее утверждению, согласно проведенным психологическим исследованиям, помимо неврологических проблем (которые и послужили поводом для зачисления ребенка в специальную
Последовавшая районная
Тест — не показатель
— Занятия с психологом в нашем образовательном учреждении проводятся для развития психомоторики, внимания и памяти, — прокомментировала ситуацию завуч по воспитательной работе коррекционной общеобразовательной
Более того, от психологических тестирований своих чад даже в коррекционных учебных учреждениях, так же как в обычных общеобразовательных школах, можно отказаться, хотя сама Ирина, по ее рассказу, об этом ключевом нюансе при подписании договора со школой в известность поставлена не была.
— Занятия с психологом и логопедом в коррекционных учреждениях такого типа являются неотъемлемой частью учебного процесса, так как специалистам необходимо выявлять, какие именно трудности испытывает ребенок на данной ступени развития, — поясняют специалисты отдела дошкольного и общего образования министерства образования Нижегородской области. — Однако данный вид работы не может выстраивать и влиять на сам образовательный процесс, поэтому такого рода диагностика должна быть очень осторожной и тактичной.
Иными словами, выводы отдельных специалистов всегда могут опровергнуть эксперты все той же областной
Ирина ДРОНОВА.