Батюшка Серафим

Батюшка Серафим - снабдение души и жажда жизни Эта выставка - путешествующая. Она была в Москве, в Сарове, где ее посетило небывалое количество людей - по 100 человек в день в течение почти что двух месяцев, и вот теперь она оказалась в Нижнем.
В экспозиции художественного музея 187 экспонатов, среди которых многие уникальны, да и просто говоря, святыни для православных людей.
Что же собрала и представила нашему взору выставка, которая, кстати, называется "Место сие тебе будет во спасение..."?
Собственно организаторов выставки не очень много - фонд преподобного Серафима Саровского, Нижегородская и Арзамасская епархии, музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, ну и наш художественный музей тоже. Но учредители экспозиции провели колоссальную работу по привлечению на выставку экспонатов из десятков музеев, хранилищ, частных собраний. Среди них можно назвать Исторический музей, Третьяковскую галерею, Институт русской литературы (Пушкинский Дом), Академию наук, архив древних актов, Православный Свято-Тихоновский Богословский университет и еще многих-многих других.
По-моему, все-таки в первый раз за 300-летнюю историю монастыря он оказался представлен в таком документально- подлинном обрамлении своей истории. При этом еще раз подчеркиваю, экспонаты выставки "прописаны" во множестве коллекций и собраний.
Чтобы увидеть их, надо исходить, изъездить десятки километров, получить соответствующие доступы и разрешения, а некоторые экспозиционные вещи вообще малодоступны, потому что не придешь к частному владельцу и не скажешь: "Здравствуйте! Хочу у вас посидеть и порассматривать иконы с ликом батюшки Серафима".
Выставка "Место сие да будет во спасение...", другого слова не подберешь, - редчайший золотник среди наших экспозиций и очень хороший пример сотрудничества на благо культуры, духовной составляющей Православной церкви и наших светских институтов.
К выставке проявил большое внимание святейший патриарх Алексий II - она проходит с его благословения, и в адрес организаторов он направил приветствие. В нем есть точные слова о самом главном, что случается с посетителями выставки.
Процитирую: "В современную эпоху безудержного научно- технического прогресса, когда копирование и тиражирование становится все более простой технической задачей, необыкновенно возрастает роль подлинности. Достоверное знание о том, что к старинным вещам, находящимся перед нами, прикасались руки саровских насельников и самого преподобного Серафима Саровского, что перед собранными здесь святыми иконами возносились их молитвы, наполняет нас совершенно особым переживанием". Это верно - подлинность всего, что мы видим на выставке, и наша особая благоговейность к многим ее экспонатам рождает редко посещающие нас в музейных залах чувства.
У выставки три раздела, но темы, собственно, две - история и архитектурный облик Саровской пустыни и, главное, преподобный Серафим Саровский в его житии, почитании, продолжении традиций православного монашества. И здесь каждого из нас, пожалуй, поджидает несколько интересных открытий. Святейший патриарх Алексий II заметил, что народное почитание преподобного Серафима началось давно, со времени его блаженного преставления.
Появилось множество изображений батюшки, позднее и икон с его ликом. И я, например, задумывался часто, откуда возник этот канон - широкий лоб, широкие голубые глаза, рыжеватые волосы, складка на переносице. Конечно же, здесь была какая-то предыстория, и выставочная экспозиция предоставляет возможность к ней прикоснуться.
Да, были прижизненные портреты батюшки Серафима.
Они потом множество раз варьировались в копиях монахов и монахинь, в различных линогравюрах, выполненных по заказам монастырей. Но у всего этого было начало - прижизненные портреты батюшки оставили И.Серебряков и Д.Евстафьев. Первый был связан со ступинской художественной иконой в Арзамасе, а позднее стал саровским иноком и писал портреты преподобного Серафима вплоть до своей кончины в 1862 году. Известный портрет батюшки, где он изображен в мантии, правая рука - у груди, вероятнее всего, писан Иосифом Семеновичем Серебряковым, лет за пять до кончины старца. Вся эта история, известная достаточно полно специалистам, когда осознается каждым из нас, а это происходит в выставочном зале, трогает и волнует, как личная встреча, как прикосновение руки старца Серафима.
Я не могу и не буду подробно описывать экспозицию, здесь лучше всего все самому увидеть. Но об одной ее немаловажной составляющей я все-таки хочу сказать. Очень много представлено на выставке экспонатов из частных коллекций. Наверное, как и я, многие изумятся тому, что наш владыка Георгий собрал уже немало дорогих сердцу работ, прежде всего живописных и хорошего художественного уровня, связанных с преподобным Серафимом. Наш книгоиздатель Александр Николаевич Рябов тоже сделал интересные собирательские находки: гравюра с изображением Саровской пустыни и живописный портрет батюшки XIX века - все это представлено им на выставке и тут же подарено музею.
Кстати, наш художественный музей на этой выставке, где столько всего уникального, поддержал ее подлинность и документальность. Нашлись карандашные рисунки, скорее всего принадлежавшие Полетаевскому монастырю, связанные с образом батюшки. Может быть, это подготовительные материалы для написания живописных работ, а может быть, зарисовки с натуры, кто знает.
Я думаю, что образ преподобного Серафима, а он доминирует на выставке "Место сие тебе будет во спасение...", в принципе нельзя воспринимать без его слова, без еще и еще раз осознаваемого нами его подвижничества, любви к Богу. И так же, как с его портретами, где много вариантов, повторений, в большой по объему литературе о старце все-таки трудно бывает "пробиться" к точным, подлинным его словам. Я говорю, конечно, о своем личном опыте. А между тем батюшка Серафим акцентировал очень важные стороны и нашего с вами бытия. Он говорил об опасности сделать наш ум праздным и бесплодным.
А среди того, что может воспрепятствовать этому, - воздержание от празднословия и еще снабдение души, для чего чтение молитв и книг было необходимейшим. Конечно, вроде бы такая простая истина - поменьше говорить, побольше слушать ("От молчания никто никогда не раскаивался", - поучал старец). Но если соотнести ее с фактом переизбытка информации, обрушившейся на наши головы, то, может быть, это еще и предостережение нам всем? Среди слов, которые по легенде принадлежат отцу Серафиму, находятся и такие: молчание есть таинство будущего века.
А наше бесконечное желание что-то обличать, судить, ниспровергать, выставлять оценки, часто задним числом, истории и различным ее деятелям.
Я нашел прямо пышущее эмоциями наставление старца.
Одному из своих собеседников он доказывал: "Помни, ты только свидетель, батюшка, судит же Бог! А чего-чего, каких только страшных грехов, еще и изрещи невозможно, прощал нам всещедрый Господь и Спаситель наш! Где же нам, человекам, судить человеки! Мы лишь свидетели, свидетели, батюшка; всегда это помни - одни лишь только свидетели, батюшка!" Эти слова получше бы нам всем осознать и прочувствовать.
В преподобном Серафиме при всей его аскезе, подвижническом подвиге все время билось наполненное жизнью и любовью сердце. В томе, составленном архимандритом Серафимом (Чичаговым), нашел поразительное описание.
Батюшка что-то знал о своей будущей жизни, ему явилась Пресвятая Богородица и, обращаясь к своему окружению и указывая на старца, произнесла вещие слова: "Сей от рода нашего!" И вот веруя в это, понимая это, так провел последние свои дни на земле преподобный Серафим. "Предчувствуя свою кончину, усматривая в самых обстоятельствах ее приближение, о. Серафим в это время приготовлялся и к исходу.
Он реже выходил теперь в пустыню, менее принимал и в келье приходящих, чтобы беспрепятственнее заниматься окончательным приготовлением себя к вечности. В это время его нередко видали в сенях: старец сидел на своем гробе и предавался размышлениям о конце жизни, о загробной участи человека и своей собственной. Размышления сии нередко сопровождались горьким плачем, а начинались и оканчивались они продолжительными молитвами".
Молитва и слезы. Притяжение жизни так огромно, что плачут и святые. Много уроков Истины, Веры и Любви преподал нам преподобный Серафим, насельник Саровской пустыни.

Следите за нашими новостями в удобном формате