Зона непонимания

На заседании гордумы Нижнего Новгорода мэр Вадим Булавинов снял с обсуждения проект постановления, внесенный им же накануне. Документ, подготовленный департаментом архитектуры и градостроительства, вносит изменения в Правила землепользования и застройки в Нижнем Новгороде. Эти изменения должны коснуться регламентного статуса 18 зон города, однако документ оказался отложенным на неопределенное время, но не меньше чем на 2 месяца. Именно столько отводит Градостроительный кодекс РФ на организацию общественных слушаний, в результате которых мэрия либо докажет горожанам, что изменения необходимы, либо признает, что они несвоевременны.
Дискуссия по поводу изменения регламента зон разгорелась между представителями городской администрации и депутатами гордумы столь острая, что стало ясно: документ не будет принят.
Как заметил один из депутатов, он не прошел чистилища обсуждений на профильных комиссиях и вызвал естественный протест как попытка навязывания своей точки зрения, возможно верной по сути, но неверно поданной.
Документ настолько серьезен, что требует времени на осмысление. С другой стороны, без него Нижний Новгород теряет темпы инвестиционного освоения. Но чтобы было понятно, о чем идет речь, надо вспомнить о том, что такое зона.
Генеральный план развития Нижнего Новгорода делит весь город на несколько десятков зон, отмеченных на карте разными цветами. Это территориальные зоны, для которых Правила определяют границы и устанавливают регламент использования. То есть в зоне рекреационного назначения (зона отдыха) запрещается строить завод ЖБИ, а в зоне промышленного назначения нежелательно возводить жилой дом. Но, как сказал директор городского департамента архитектуры и градостроительства Сергей Медведев, Правила землепользования и застройки не догма, а действенный инструмент градостроительной политики, поэтому назначение и границы зон могут меняться вслед за изменениями в самом городе. Насколько существенные изменения может себе позволить город, чтобы не стать хаотическим нагромождением строений?
Возможно, именно этот вопрос задали себе и муниципалитету депутаты, отказавшись с ходу принять предложения департамента? Вряд ли они подвергали сомнению компетентность специалистов департамента, почти два года готовивших сами Правила, а теперь предложивших (первый раз после их принятия в прошлом году) внести изменения.
Из 18 зон, статус которых предложено изменить, почти половина сегодня значатся именно как зоны отдыха или парково-рекреационные. Мэрия предлагает придать им статус зоны жилой застройки, делового центра, другие, напротив, из зоны многоэтажного жилищного строительства перевести в зону коттеджной застройки. Некоторые из этих территорий сегодня напрямую примыкают к паркам города (Анкудиновское шоссе, подошва Окского откоса под парком "Швейцария"), а иные захватывают сами парки, например "Дубки".
Для мегаполиса, которому катастрофически не хватает зеленых зон, такие изменения могут быть неуместны.
Депутаты обратили внимание мэра еще на один момент: на многих участках, расположенных в перечисленных зонах, уже идет вовсю строительство. "Беззаконие узакониваем?!" - задал риторический вопрос Александр Бочкарев, вставший грудью за родную Кузнечиху.
Посыпались вопросы и определенные: "А кто рубит? А кто строит?" Оставшись без ответа, они серьезно пошатнули позиции городской администрации.
Вадим Булавинов попытался повернуть обсуждение проекта постановления в другое русло. Он напомнил думцам, что большинство так называемых зон рекреации скорее являются зонами криминализации, что без инвестиционных вливаний они будут деградировать ускоренными темпами. И предложил всем совершить экскурсию по этим "местам отдыха".
Возможно, с мэром, милицией и в дневное время такая экскурсия будет полезна, но вечером и без оружия в рекреационную зону Окского откоса я никому ходить не советую.
Под раздачу попал и будущий онкологический центр, развоевавшиеся депутаты начали возмущаться, почему этому центру отдается территория в районе деревни Кузнечиха.
Медведев попытался взять онкоцентр (строительства которого город и область добивались у федерального правительства несколько лет) под защиту и объяснил, что для объектов такого назначения предъявляются особые требования. В Нижнем Новгороде нашлось только одно место, пригодное для строительства онкологического центра, - возле Кузнечихи.
"Эти зоны - товар штучный и требуют тщательного обсуждения, - подвел итог настроениям коллег Владимир Паченов, - давайте потрогаем все руками. Я против принятия постановления сейчас, до общественных слушаний.
Принятый нами документ никакие общественные слушания не исправят". Возможно, именно его слова убедили мэра, потому что выдвинутое вслед за этим обвинение Олега Валентиновича Сорокина в том, что мэрия раздает под застройку самые удобные участки, в то время как в городе стоят кварталы ветхого фонда, Вадим Булавинов парировал жестко. Он обвинил депутата в свою очередь в отстаивании интересов личного бизнеса (Сорокин возглавляет строительную фирму "Столица Нижний").
На том и разошлись. Впереди общественные слушания по изменению регламента зон, и они, без всякого сомнения, станут зоной жарких споров, мы снова будем учиться практической демократии и любви к родному городу.
Кстати, приглашаем всех, зрелище будет поучительное.
Елена СТАРИЧЕНКОВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате