Прекрасных окон негасимый свет

Нижегородские окна. Чем они отличаются от всех других в стране или мире?
Ничем, кроме своего украшения. Может быть, лучше описать нижегородские наличники, но они без окон не существуют, а вот окна без них обходятся, что видно по современной архитектуре.
То, что нижегородские, да и не только, просто русские мастера были большими виртуозами своего непростого "топорного" дела, давно известно.
Ведь ранее на Руси строили дома топором да долотом, и в арсенале плотника не так уж и много было инструмента: топор, долото, коловорот с набором сверл (перок), ручная выкружная (лучковая) пила с различными по ширине полотнами и конфигурацией, пилки-курковки (типа ножовки), нож для обработки кромок и огромная фантазия. В литературе можно встретить сведения, что резчики-иконостасчики начали использовать свои способности и для украшения домов, в Нижегородской губернии были даже резчики-"сергачники", специализирующиеся в этом промысле, то есть домовой резьбе (вероятно, выходцы из-под города Сергача).

Где ты, резьба?

Как пишут искусствоведы, появление декоративной резьбы связано с изменением конструкции деревенского дома, то есть появлением крыши на стропилах, при этом фронтон изготавливался не из бревен, а досок, что позволило мастерам использовать резьбу для их украшения. Все элементы дома были функциональными и в то же время предоставляли широкие возможности для их декорирования.
Если пройти по Нижнему или по малым городам области, много еще встретишь остатков былого нашего отличия.
Все это ажурное великолепие - деревянная резьба - сохранилось в заповедных уголках города, куда не ступала еще нога инвестора, а порой и экскурсовода.
Только с одного обхода нижегородских улиц верхней части города от Ильинской и ее окрестностей можно получить сотни снимков как домов, так и наличников. Но сначала необходимо сказать несколько слов о самих домах, точнее, материале, из которого они построены.
В городе строились каменные (кирпичные) дома, полукаменные, где низ (первый этаж) каменный, верх - рубленый, деревянные из бревен или бруса и деревянные оштукатуренные, выполненные "под каменные".
В зависимости от этого и изготавливались наличники.
При этом необходимо заметить, что наличники первого этажа независимо от используемого строительного материала, как правило, выглядят проще, нежели верхнего этажа и слуховых окон.
Но условно можно разделить деревянное зодчество на деревенское и городское. Дома в сельской местности были сравнительно небольшими и в основном одноэтажными или на подклете (хозяйственный этаж), а в городе двухэтажными, обшитыми досками, значительных размеров, которые в Нижнем Новгороде сохранились до настоящего времени.
Резными досками - причелинами - украшали карнизы фронтонов, наличники и ставни окон, слуховые окна, крыльцо, калитки и ворота. Основным элементом была фризовая (лобовая, красная) доска (очелье), устанавливаемая под фронтоном, она могла быть со скульптурной или прорезной резьбой, но иногда была без декора, и лишь в ее верхней части проходил узкий фигурный (резной) брусок - "флинтус" с иониками - орнаментом определенной формы.
Часто на ней вырезались фараонки (русалки), львы, птица Сирин. Но когда все эти элементы дома украшены резьбой, то он становится шедевром деревянной архитектуры.
Дополнительно на стенах дома крепились отдельные резные орнаменты для украшения дверей, стен, перил и пилястр, они выполнялись как скульптурными, так и прорезными, что делало дом еще более нарядным.
В зависимости от местности использовались те или иные способы резьбы по дереву. Так, например, в Городецком районе широко использовалась глухая (корабельная, долбленая, домовая) или скульптурная резьба, а вот в Нижнем Новгороде предпочтение отдавали прорезной или пропильной, хотя встречается и глухая резьба в сочетании с ней. Эта резьба может быть плоскорельефной или рельефной.

Зашифрованное счастье

 Распространенным элементом крыши деревянного дома был охлупень, бревно на коньке крыши, изготовляемое из ствола дерева с корневищем, из которого вырезалась голова коня, оленя или птицы.
Не вдаваясь в подробности, необходимо отметить, что в оформлении дома могут быть зашифрованы языческие символы, которые мы воспринимаем как орнамент, - все кружки, треугольники, ромбы, кресты и солярные знаки. Эти символы служили в то же время оберегами. Из практической необходимости закрыть щель между рамой окна и срубом появились наличники, служащие и практическим, и эстетическим целям. Часто навершие наличника украшалось изображением круга и расходящихся лучей, а также розетками, стилизованными изображениями лебедей, гусей, уток, павлинов, курочек, других птиц, животных и рыб.
Одним из простых украшений на наличнике был плоский или объемный ромб, символ земли.
Круг (полукруг) всегда символизировал солнце, а сочетание круга и ромба - плодородие.
Этнографы могут дать объяснения и многим другим знакам-символам.
Славянское язычество было связано с обожествлением жизненных сил природы и прежде всего плодородия земли.
Не менее искусно была украшена и узкая доска под наличником. Часто он имел массивный резной карниз (сандрик), при этом наличник становился одним из главных элементов фасада. Такая конструкция напоминала по форме киотик, то есть ящик (шкафчик) для размещения икон.
В плоской резьбе используются как простые геометрические фигуры, так и растительные орнаменты, при этом сочетаются как рельефная резьба, так и пропильная.
Нанесенный на доску рисунок превращался под резцом мастера в скульптурное изображение или с помощью пилы - в прорезной, ажурный. Для украшения наличников используется накладная резьба, когда выпиливается декоративный элемент и укрепляется на плоской доске. Иногда он дополнительно обрабатывался, например, закруглялись кромки, срезалась часть древесины, чем достигался больший декоративный эффект.
Так упрощенно создается подобие барельефной или горельефной композиции. Барельеф и горельеф отличаются высотой рисунка над фоном.
Иногда в отделке домов используются точенные на токарном станке элементы. Выточенные из бревна, они обычно распиливались пополам и служили декоративными полуколоннами, дополняя художественное украшение дома. Такие элементы объемной резьбы применяются не только для наличников, но и слуховых (чердачных) окон.
В нашем городе практически невозможно найти на одной улице двух домов, украшенных похожими элементами.
Правда, в небольших селах можно видеть наличники типового рисунка и конструкции, принадлежащие, вероятно, одному мастеру.
В.И. Даль, живший в нашем городе, первым из исследователей определил глухую рельефную резьбу, назвав ее "корабельной резью", и писал, что она "...представляет весьма оригинальное подражание орнаменту итальянскому и римскому, с своеобразными изменениями и дополнениями".
Это, как пишут искусствоведы, естественно, ибо мастера заимствовали сюжеты резьбы из древних рукописей, например из "Истории Александра Македонского", Поморских рукописей и других книг, в том числе и религиозных.
Одним из часто используемых элементов декора была ветвь с листьями в различных вариантах.
Как сохранить то, что в городе ежедневно исчезает при сносе домов, в огне пожаров и разрушается от старости. Необходимо собрать под одной крышей все то, что никогда более не будет восстановлено, но может быть потеряно безвозвратно.

Камень на камень

Каменное жилое и гражданское строительство стало массовым с начала XIX века.
В нашем городе сохранилось немало каменных домов, представляющих образцы архитектуры прошлых веков.
Необходимо отметить, что многие дома строились по образцовым фасадам. До 1840-х годов проекты зданий, основанные на образцовых фасадах (эскизах), утверждались высочайше, то есть императором, затем утверждение проектов осуществлялось губернскими строительными и дорожными компаниями, а после 1861 года это право перешло к городским и губернским властям.
При этом контроль за строительством иногда осуществлял и сам архитектор.
Особенностью кирпичных домов является их декоративность и уникальность.
Наличники выполняются выступающими кирпичами, при этом форма наличников разнообразна и неповторима.
Но можно отметить, что кирпичная или лепная отделка наличников может быть повторена и в дереве, то есть декорирование каменного дома шло от деревянного зодчества.
Если дом полукаменный, то нижний этаж, как правило, имел простую отделку, а верхний (деревянный) - богатую резьбу по дереву. В городе можно встретить немало деревянных оштукатуренных домов, и их украшение выполнялось лепниной, при этом имитация под каменный дом была достаточно убедительной.
Оформление окон было весьма разнообразным, между ними устанавливались пилястры, наличники выполнялись с полочками на консолях, с треугольными фронтончиками, барочные волюты, под ними устанавливались в нишах наборы фигурных балясин или орнаментальные вставки.
При этом из трех рядом расположенных окон среднее окно могло иметь другой наличник, например с полуциркульным завершением, заполненный орнаментальной лепниной.
Не менее изящно выполнялись слуховые окна, различные как по форме (круглые, полуциркульные, прямоугольные), так и отделке.
Наличники окон Рождественской (Строгановской) церкви, выполненные резьбой по белому камню, являются не только высокохудожественными, но и уникальными по исполнению и красоте.
Но здания разрушаются, века и камень точат, не говоря уже о лепнине, исчезают отдельные фрагменты, а затем теряется и большая часть декора. Особенно подвержены влиянию атмосферы оштукатуренные дома, когда вместе с дранкой отлетают целые пласты облицовки.
Как показала практика, даже декоративный ремонт фасада преображает дом неузнаваемо.
Тоже проблема, как сохранить в городе то богатство городской архитектуры прошлых столетий, которое пока хоть и в плачевном состоянии, но наличествует.
Борис ИЗВЕКОВ, краевед.

Следите за нашими новостями в удобном формате