На русском поле вызревает наше будущее

На русском поле вызревает наше будущее

Пожалуй, более популярного объяснения того, что сегодня происходит в деревне, слышать и читать не доводилось. А дал его не кто иной, как... мэр Москвы Юрий Лужков, недавно отметивший свое 70-летие.
Жаль только, что написанная им книга "Сельский капитализм в России.
Столкновение с будущим" выпущена тиражом всего пять тысяч экземпляров и, естественно, недоступна широкому кругу читателей.
Подзаголовок издания "Аграрный вопрос правительству" волнует жителей и городов, и глубинки. Особенно ответ на него.
В истории русской революции на селе автор пытается углядеть основные причины нынешней аграрной неустроенности.
Первой из них он называет неизбывную традицию "подсобного" использования аграрной политики "для чего угодно, но только не для развития самого села и сельского хозяйства", которые на протяжении последних полутора веков всегда оказывались в конечном счете лишь "инструментом для решения политических, экономических и социальных проблем государства". А в результате "раскрестьянивание" стало экономической и социальной основой последующей русской истории, ее оселком. За счет села осваивались новые территории и велись войны. Коллективизация оказалась главным источником экономического развития СССР, индустриализации и модернизации страны. "Главным вопросом российской политики тогда был вопрос о хлебозаготовках в Поволжье и на Кубани, а также о ценах на зерно в Европе и Америке. Точно так же, как сегодня по утрам раньше прогноза погоды мы узнаем объемы добычи нефти в Сибири и цены на нее на Нью-Йоркской бирже".
Отсюда вторая причина современного кризисного положения нашего сельского хозяйства, связанная с начавшимся в 60-е годы прошлого века процессом стремительного превращения России в крупнейшего производителя нефти и газа.
Возникла цикличная альтернатива "нефть - газ" в приоритетах экономического развития страны, а сельское хозяйство утратило в глазах государства "статус стратегической, в том числе экспортной, отрасли национальной экономики и ресурса национального развития".
Но главную и фундаментальную причину на фоне этих системных проблем в развитии сельского хозяйства России Юрий Лужков видит в нерешенности до сих пор вопроса о земле. "А значит, - пишет он, - и вопроса об экономических основах земледелия и сельскохозяйственного производства. Нерешенность об аграрном строе России".
В книге подробно анализируется этот "проклятый вопрос" национальной аграрной политики. Речь о трех постоянных дилеммах в выборе стратегии сельскохозяйственного развития, в которых "Россия блуждает уже лет пятьсот". Первая начинается с определения типа собственности на землю - предпочтительно частной или коллективной, частной или государственной. Вторая возникает при попытке ответить на вопрос о том, какой она должна быть - крупной или мелкой. Третья непосредственно связана с выбором капиталистического пути развития сельского хозяйства - между рыночным, товарным сельхозпроизводством и существованием в иных формах, будь то натуральное хозяйство или колхозный строй. В книге подчеркивается, что система "бумажных земельных паев", коллективно-долевой собственности на землю вновь отрицает частную собственность, отрасль остается главной "жертвенной" в национальной экономике, "брошенной на произвол судьбы и отданной на заклание мировому капиталу". Нет по-прежнему свободы крестьянского труда на собственной земле.
Одна из глав исследования посвящена аграрной геополитике России. Основная мысль: лучшее и наиболее эффективное средство сохранения государства - "это богатое, процветающее и многочисленное население, работающее на своей земле". А сегодня, даже по официальным данным, число российских сельских поселений, не имеющих постоянных жителей, у нас достигло 13 тысяч - примерно 10 процентов от общего количества.
Три четверти их, умирающих, находятся в историческом центре страны.
Автор экономическими и социальными выкладками доказывает, что торопливость страны при вступлении в ВТО не решит проблем сельского хозяйства, называет это "вхождение" "покушением на убийство": мы рискуем войти в систему всемирной торговли структурно абсолютно неготовыми к конкуренции.
Есть угроза угробить свое тракторное сельскохозяйственное машиностроение, комбикормовую и химическую промышленность, мясомолочное перерабатывающее производство.
По мнению Юрия Лужкова, возникает опасение, что масштаб планируемых решений и действий в аграрной политике, несмотря на обозначенную систему национальных проектов, может оказаться недостаточным. "Макроэкономическое" и "технократическое" восприятие аграрной сферы как всего лишь одной из отраслей экономики не позволяет нашему правительству увидеть главное, "увидеть, что сельское хозяйство - это фундамент национального развития и одна из глубинных основ социальной консолидации".
В книге исследуются противоречивые тенденции в развитии села, обусловленные тем, что в последние годы отдельные сектора сельского хозяйства живут сразу в нескольких измерениях, параллельных реальностях. В отношении одних можно говорить, что там развивается нормальный капитализм, другие вообще имеют слабое отношение к экономике и организованы по каким-то совершенно иным законам.
Произошла резкая поляризация самих сельхозпредприятий, сохраняется огромное количество неэффективных производств. И до сих пор государство не осознало этих и других противоречий, специфику циклов аграрного производства.
Отсутствие внятной и последовательной политики по отношению к сложности сельского хозяйства выражается в неспособности и нежелании перейти к долгосрочному планированию, построению соответствующих моделей развития отрасли и ее государственного финансирования.
За этим - обвальное падение технической оснащенности сельхозпроизводства, "проклятие большого урожая", цены на "горючку" и т.д. Иначе говоря, воспроизвелась в полной мере уже упомянутая цикличная альтернатива "нефть - хлеб" в приоритетах экономической политики.
В главе "Стон земли" автор призывает перестать говорить о поддержке села и крестьянина в целом, а поддержать различными мерами реструктуризацию отрасли, приход в сельское хозяйство бизнеса и частных инвестиций, всячески поощрять эффективное землевладение.
Основные же государственные усилия после этого, считает Юрий Лужков, необходимо направить на решение социальных вопросов, развитие инфраструктуры, аграрного производства и жизни на селе.
Книга ценна тем, что в ней не только исследуется сегодняшнее состояние сельского хозяйства, но и предлагается видение модернизации государственной политики в агропромышленном секторе, основанное на принципах преодоления законодательного вакуума в развитии отрасли, роста поддержки ее для обеспечения конкурентоспособности России.
Заканчивает свою искреннюю книгу Юрий Лужков убеждением: "...Сегодня, когда мы уже переступили порог нового века и нового тысячелетия, подлинная Россия все равно коренится там - на нашей земле, в ее трудах и заботах. Там наша история, там наш национальный характер. Там - на русском поле - вызревает и наше будущее". По соответствующему принципу должно строиться и отношение к земле.
Анатолий УДАЛОВ.

Следите за нашими новостями в удобном формате