В конторах как на минном поле

В конторах как на минном поле

Она знает все обо всех. С утра и до самого вечера внимательно прислушивается к разговорам сослуживцев, невзначай заглядывает в бухгалтерию и в отдел кадров, чутко впитывая информацию: кого с кем увидели в обед на прогулке, кто, куда и с кем поехал на семинар, а кто взял кредит и теперь готов работать без отпуска и по выходным.

Съедят без вилки и ножа

Довольно часто мы кого-то обсуждаем. Даже не на уровне упомянутого Шерлока Холмса в юбке, а так, между делом: выдернутый из контекста факт, случайное умозаключение, кивок головой, ярлычок — все, сплетня готова.

О, это страшный сотрудник, конторский Шерлок и мисс Марпл в одном лице! Сбор информации и метод дедукции дают свои плоды в виде своеобразных прогнозов на весьма животрепещущие темы. Начальник развелся — ага, жди повышений по службе в отделе продаж, где работают молодые практикантки; завотделом купил автомобиль — значит, перестал тратиться на спиртное и за счет экономии успешно выплачивает кредит; жена Васи ненавидит его молодую начальницу не только потому, что она носит джинсы на два размера меньше…

Психологи классифицируют сплетни как «самый опасный офисный вирус». Наверное, каждый сталкивался с подобной ситуацией: вдруг коллеги начинают коситься, здороваются странно или, еще лучше, задают идиотские вопросы сочувственным тоном, как то: «Ты уверен, что в твоей ситуации стоит отказываться от госпитализации?», «Как, и ты тоже слышал о том, что твой отдел будет сокращен?» и т. д.
Да сделайте, в конце концов, лицо веником и на досуге задумайтесь о том, что послужило причиной возникновения сплетен, и устраните причину.

Куда вы попали?

Лучшее средство защиты — хорошая репутация. Вопреки распространенной максиме, таковая годами не создается, а поддерживается. Создается она практически в первые часы пребывания в новом обществе. Ведь, едва завидев нового сотрудника, любой коллектив тут же его идентифицирует. Это происходит подсознательно, по отложившейся в подкорке миллионолетней наработке «свой — чужой», «опасен — безопасен». Но в какую категорию вы попадете, зависит только от вас.

У вас откровенное декольте? Все ваши заслуги будут приписывать исключительно романам с начальниками. Неосмотрительно поставили на своем столе фотографию мужа и детей — забудьте о карьере, ибо все уже поняли, что для вас «семья важнее». Одеты с модной небрежностью? Наверняка вас будут обвинять во всех ошибках, совершенных по неосторожности. Приезжаете на хорошей машине, одеты в приличный костюм и носите дорогие часы? Попробуйте докажите, что вы не чей-то родственник, взятый по блату. Ярлыки клеятся мгновенно, поэтому образ стоит продумать заранее.

Вдарим по сплетням

Главный совет: будьте нейтрально-дружелюбны. Всегда. Одевайтесь неброско, согласно офисному дресс-коду. Интересуйтесь жизнью коллег, их мнением по разным вопросам. Старайтесь по возможности помогать сослуживцам и, если это принято, приносите на работу что-нибудь вкусненькое, причем совсем не обязательно для этого ждать «повода». Не отказывайтесь от совместных трапез. И — самое важное — никогда не распространяйте сплетни! Как правило, этого более чем достаточно в любом коллективе.

Если же вы вдруг узнали, что про вас по коллективу ходит неприятный слух, не стоит оправдываться. Через некоторое время, обнаружив отсутствие реакции, сплетники потеряют интерес и займутся чьими-то другими новостями.

Часто сплетни исходят от завистников, которые невыигрышно выглядят на фоне «молодых и рьяных». Чувствуете свою силу как отличного работника — создавайте соответствующий имидж: никаких опозданий, срывов, полная безупречность и похвалы авторитетных коллег. Кроме того, будьте приветливы: в конце концов, это вы здесь новичок, а не наоборот.

«Выгодно», бывает, кроется и в личных интересах. Так, в одной фирме новая начальница отдела начала активно «копать» под менеджера, стараясь выставить его в максимально невыгодном свете, не упуская случая сообщить начальству о мнимых промахах. Опытная дама делала все грамотно, но не учла лишь одного: ее жертва, несмотря на возраст, работала в фирме уже много лет, так что репутация оказалась слишком позитивной и прочной. Небольшое расследование показало, что дама планировала пристроить своего родственника на, как ей казалось, освобождаемое место…

Еще одно «выгодно», довольно грустное, — в желании не отделяться от коллектива. Мы порой поддерживаем разговор о ком-то просто для того, чтобы ощутить себя «своим» в обществе, подчеркнуть собственную значимость, причастность к тайне, и тут в сплетне уже и нет злого умысла, а есть просто желание поговорить.

И тут — важно — самым подходящим объектом для неадекватного обсуждения является тот, кто заметно отличается от других. Вы отличный специалист, но носите три серьги в ухе, заявляете о своей любви к арт-группе «Война», презираете корпоративные вечеринки и, о ужас, носите дреды? Скорее всего, ваш никчемный, но аккуратно одетый помощник подсидит вас, не особо напрягаясь, — слишком уж вы «несерьезны».
Самый грустный вариант: сплетня основана на реальных событиях, и тем более обидно, если человек оную информацию сам разгласил. До сих пор встречаются такие доверчивые люди, которые раскрывают свои секреты кому попало. Запомните: если уж так хочется обсуждать свою личную жизнь, занимайтесь этим только с близкими людьми.

Мария ФЕДОТОВА.

Кстати

Наличие сплетен часто говорит о наличии у сотрудника излишнего свободного времени, единодушно констатируют психологи. Если кто-то «стучит», пора подбросить ему работы. А вот в том случае, если сотрудник готов высказать свои претензии прилюдно, в присутствии объекта нападок, к этому уже стоит прислушаться.

Мнения

Николай, 29 лет, топ-менеджер банка:

— Налаживать отношения? Меня совсем недавно элементарно облили грязью с целью выслужиться перед генеральным, и я не вижу для себя возможным выстраивать что-то с этими коллегами. Думаю, я найду способ их уволить.

Мария, 24 года, студентка:

— Недавно мне пришлось уйти с работы из-за неумения найти общий язык с коллективом. Работают там женщины примерно вдвое старше меня и уже не первый год по окончании рабочего дня «общаются по душам» под водочку. Но я совсем не пью, да и слушать похвальбу и воспоминания коллег о славном прошлом, в то время как дома ждет молодой муж, как-то глупо… Словом, ко мне относились все холоднее и уже через пару месяцев прямо сообщили, что я «не вписываюсь».

Ирина Васильевна,59 лет, квартирный агент:

— Меня чуть не выжили очень оригинальным способом. Буквально через неделю, как я устроилась, одна из более опытных сотрудниц вызвалась помогать и стала делать за меня практически все. С моим недостатком знаний помощь была кстати, но вскоре я заметила, что новая подруга не упускает случая подчеркнуть перед лицом начальства, как она ловко подчищает мои промахи и если бы не она, то… В общем, моя репутация стала стремительно падать, и пришлось делать выбор: либо я выкладываюсь по полной, либо ухожу.

А как у них?

Всей толпой — на чужаков

На фоне финансового кризиса методы офисного террора стали жестче. На Западе явление коллективного эмоционального насилия называется моббингом (от английского mob — толпа). Кровожадность «офисного планктона» выражается в непрекращающейся критике, сплетнях, клевете, целенаправленном утаивании необходимой информации, социальной изоляции. Не редкость случаи, когда доведенную до нервного срыва жертву отправляют к психотерапевту… или увозят с инфарктом.

На Западе проблема моббинга приравнивается к насилию над личностью и решается на законодательном уровне. В некоторых странах приняты специальные законы об эмоциональной безопасности сотрудников на работе: в Швеции действует положение о преследованиях по месту работы, в Австралии и США существуют горячие линии и общественные организации для помощи жертвам травли на работе.

Увы, существует моббинг и в России. Психологи приводят в качестве примеров фильмы «Служебный роман», «Чучело»… и показательное отвержение математическим сообществом Григория Перельмана, доказавшего гипотезу Пуанкаре.

Следите за нашими новостями в удобном формате