Заниматься нынче прогнозами на той загадочной территории, которая когда-то называлась шестой частью суши, дело вообще-то неблагодарное.
Здесь ко всем происходящим процессам в обществе можно смело добавлять фразу "особенности национального..." и далее по контексту.
И тем более, если это касается экономики. И уж тем паче, когда речь заходит о ценах, характер которых нордическим уж никак не назовешь. Они ведь у нас традиционно то пляшут, то скачут.
Минэкономики делает прогноз цен на 2007 год Вспомним хотя бы "солевой бум" в начале этого года, когда килограмм этого самого распространенного вида специй подорожал аж до сорока рублей.
Ажиотаж тогда затронул многие регионы страны, и особенно Приволжье.
Читателю, наверняка, и самому пришлось потолкаться в очередях и многократно переплатить за этот обычно "копеечный" товар. Как выяснилось потом при "разборе полетов", этот дикий спрос спровоцировали оптовики.
Возьмем другой "клинический" случай. Он, действительно, другой.
И, действительно, клинический. Я имею в виду ситуацию с гриппом птицы. Провокаторов (гомо сапиенсов) вроде бы тогда и не было, были только объективные, природные причины.
А результат тот же. Полная неразбериха в ценниках, да и народ стал отказывать себе в удовольствии покушать курочку.
Конечно, вышеприведенные примеры не являются закономерностями, однако они все же повлияли на ценовые показатели этого года. С другой стороны, подобные выкрутасы цен прогнозировать невозможно.
И все же нижегородское правительство попыталось дать жителям области осторожные наметки по основным позициям потребительского рынка.
По словам первого заместителя министра экономики Галины Кузьминой, на грядущий 2007 год прогнозируемый индекс потребительских цен будет на уровне 9,2 процента. Такой прирост цен в принципе даже ниже, чем ожидаемый за текущий год (9,5).
Да, уровень инфляции в Нижегородской области последние пять лет самый высокий по ПФО, но на это есть объективные причины. Прежде всего, в структуре потребительских цен наибольшую часть (более 50 процентов) традиционно занимают продовольственные товары. И даже с ростом доходов на душу населения (по сравнению с предыдущим годом на 22,8 процента) люди все равно тратят большую часть заработанного на продукты.
Ну а продукты в Нижегородскую область в основном ввозятся из других регионов, то есть для нас они выходят дороже. Это раз. В Нижнем Новгороде действует уже достаточно большое количество супермаркетов, где цены на продукты питания выше, чем на рынках. Это два. И плюс к этому наметившаяся тенденция к закрытию стихийных базаров (как правило, с более доступными ценами) и строительству цивилизованных (со всеми вытекающими для наших кошельком последствиями) рынков.
Если говорить по отдельным позициям, то сахар до конца года в цене повыситься не должен. А вот молочные продукты, выйдя из периода сезонного спада цен, будут с октября повышаться на 2 - 3 процента.
А что же с хлебушком? Пока не собран урожай, точных прогнозов министерство не дает. Но, по мнению Галины Кузьминой, в ближайшее время цена на хлеб в магазинах подняться не должна.
Что касается нефти и нефтепродуктов, то тут можно только гадать.
Сколько будет стоить бензин (вопрос, интересующий многих нижегородцев- автолюбителей), во многом будет зависеть от мировых цен. Например, сейчас они немного снижаются.
Другой "больной" вопрос - лекарства.
В министерстве экономики утверждают, что цены на них в Нижегородской области ниже, чем в целом по России, и заверяют в том, что такая стабильность будет поддерживаться в будущем.
В списке "больных" вопросов и цены на услуги коммунальщиков.
Руководство экономического ведомства с полной уверенностью исключает в будущем году ситуацию, подобную началу нынешнего. Тогда тарифный взлет сильно разнился и по районам, и по области, и по Нижнему.
Последовавший перерасчет привел- таки к 18 процентам. Такой же процент заложен и на 2007 год.
Говорить об уровне цен, используя эпитеты, близкие к медицине, можно и дальше. Например, мы не упомянули подорожание в этом году образовательных услуг (в нижегородских вузах взвинтили плату на 13,4 процента).
Ольга МАКАРОВА.