Из инструкции 1904 г. по обращению с пьяными: "Опьянение с совершенною бесчувственностью.
Пособия: раздев и положив пьяного, как сказано при апоплексии, прикладывать ему на голову холодные примочки, обливать голову холодною водою, намазывать мошонку дегтем, ставить клистир из воды с уксусом; если может глотать, то давать ему пить больше теплой воды и производить рвоту щекотанием зева пальцами или перышком. Когда больной придет в себя, то дать ему выспаться и, если после сна остается еще общая слабость и род оглушения, то дать больному выпить чашку чернаго кофе или стакан воды с 10 каплями нашатырнаго спирта..." Насколько мне известно, сегодня в вытрезвителях "больным" кофе не подают и клизму не ставят.
Тем более с уксусом. Об остальных подробностях пребывания в столь щекотливом заведении гонимая искренним любопытством, как и большинство добропорядочных граждан, я отправилась расспросить "главного по вытрезвителям" - майора милиции Алексея Хвалина, начальника отдела обеспечения деятельности спецучреждений милиции Управления обеспечения общественного порядка ГУВД Нижегородской области.
- Алексей Валерьевич, слышала, что в некоторых городах России вытрезвителей сегодня вообще нет? А как у нас обстоят дела с этими заведениями? Закрывать не собираются?
- В тех городах, где вытрезвители решили закрыть - в Саратове, к примеру, во Владимире, - я уверен, их откроют вновь. У нас в Нижнем ненадолго была приостановлена, по техническим причинам, деятельность двух вытрезвителей - в Ленинском и Советском районах, так мы сразу нажили кучу проблем. Первым делом возросло число преступлений, совершаемых в отношении пьяных...
Конечно, по сравнению, например, с 1970 годом, количество медицинских вытрезвителей в области значительно сократилось.
Тогда их было 44, сегодня осталось 18: из них в Нижнем Новгороде (в каждом районе), в промышленных городах области - Арзамасе, Дзержинске, Балахне, Выксе, Городце, Кстове, Кулебаках и Павлове - и два в сельских районах - Сергачском и Чкаловском...
- Меньше стали пить?
- Вовсе нет. Народ как пил, так и пьет. Просто финансирование такого рода заведений происходит за счет средств областного бюджета.
Сколько дадут денег, столько койко-мест и откроем.
- Сколько нижегородцев за год попадает в медвытрезвитель?
- Примерно пятьдесят пять тысяч плюс-минус два процента. По области другие цифры...
- Кого больше - мужчин?
- Конечно, но и женщин сегодня немало среди наших клиентов.
- И как же их там вытрезвляют - кажется, этим глаголом на профессиональном языке обозначают приведение человека в норму?
- Лучшее средство - сон.
- Как поступают с теми, кто, изящно выражаясь, не желает спать, в смысле - буянит?
- Раньше для фиксации особо агрессивных применяли так называемое "спецкресло", теперь допустима лишь "мягкая вязка".
- Алексей Валерьевич, кого могут забрать в вытрезвитель?
- Любого гражданина, находящегося в состоянии средней или тяжелой степени опьянения. Если это несовершеннолетний, отправляем в территориальное РОВД в распоряжение инспекции по делам несовершеннолетних.
- Итак, к вам поступил очередной клиент... Что его ожидает?
- Сначала, как водится, тест Ромберга. Слышали, наверное, о таком - "закройте глаза, коснитесь кончика носа" и т.д. Медработник, обычно это фельдшер, проверяет частоту пульса, осматривает на предмет инфекционных заболеваний, телесных повреждений...
- А если таковые имеются?
- Вызываем "скорую"... Затем составляется протокол, попутно устанавливается личность поступившего, подробно описываются вещи, которые при нем находились...
- И потом?
- И потом - под белые рученьки в чистую постель.
- Если клиент проспится до наступления утра, его могут отпустить домой?
- С часу ночи до пяти утра выписка запрещена. Исключение допускается лишь для тех, за кем приехали родственники.
- Часто пьяные на улице оказывают сопротивление сотрудникам милиции?
- Бывает. Кстати, для представителей кавказских национальностей, например, попасть в вытрезвитель - страшнее нет позора. Немало таких предпринимают здесь попытки суицида. У наших, увы, другой менталитет. Пьянства давно перестали стыдиться.
- Добровольцы среди ваших клиентов встречаются?
- Сколько угодно! Были случаи, когда потенциальный клиент просил нас "приютить", потому что время позднее, а городской транспорт уже не работает, или зимой в мороз... Да что говорить, некоторые мужчины, опасаясь гнева жены, предпочитают переночевать у нас, а не идти домой.
- Жена бывает страшнее вытрезвителя?
- Жизнь есть жизнь. А уж тем, кто работает в наших вытрезвителях, она зачастую видится в очень неприглядном ракурсе. Недавно в Ленинском районе экипаж во время патрулирования обнаружил лежащую на обочине пьяную женщину.
Привезли в вытрезвитель, оказалось - депутат сельсовета в одном из районов области. И эта мадам такое устроила... Фельдшеру руку прокусила, пришлось швы накладывать в ближайшем травмопункте, телефонный аппарат разбила вдребезги. А потом еще жалобу написала, дескать избивали ее в вытрезвителе...
- То есть свои VIP-клиенты и здесь бывают?
- У нас даже министр однажды был, правда областного правительства.
Но этот все по-тихому, потом даже благодарил: "Спасибо, ребята, не дали погибнуть..." - Сколько стоит сегодня это удовольствие - переночевать в вытрезвителе?
- Из восемнадцати подразделений только в пяти берут плату за услуги: самую большую - 125 рублей - в Кстовском, а самую маленькую - 55 рублей - в Кулебакском.
В остальных пребывание бесплатное. Пока. Вот когда все медвытрезвители получат лицензию на оказание медицинской помощи, тогда будем брать деньги.
Но для этого их сначала надо привести в приличное состояние.
Деньги нужны на ремонт, на оборудование.
Мы тут посчитали - как минимум девять миллионов рублей необходимо. Вот недавно письмо губернатору написали с просьбой...
- Девять миллионов на вытрезвление пьяных?! Не многовато ли?
- Здоровье граждан, а иногда и жизнь стоят дороже.
- Алексей Валерьевич, вы ведь, наверное, в курсе, о вытрезвителях ходит в народе дурная слава. Мол, избивают там, обирают...
- Про милиционеров часто так говорят, где бы они ни работали - в дежурной части или в уголовном розыске. Уж тем более в вытрезвителе... У нас даже был случай, клиент пожаловался наутро, что у него тридцать тысяч рублей украли. Зарплату, сказал, нес домой. Проверили, он на своем заводе больше трех тысяч никогда не получал. А вообще- то понятно: с похмелья ни у кого хорошего настроения не бывает.
Татьяна ЧИНЯКОВА.