Все больше нижегородцев отваживаются бороздить речные и озерные просторы — благо есть где разгуляться и в области, и за ее пределами. И с каждым летом все больше становится «лихачей» на воде — на лодках, гидроциклах, катерах и яхтах. Для многих из них часто становится открытием тот факт, что на воде тоже существуют свои инспекторы, свои налоги и штрафы. Нарушений правил речного движения фиксируется год от года, увы, все больше, и последствия неведения или сознательного пренебрежения ими нередко трагичны. Что стало причиной недавней аварии прогулочного катера в Москве, когда после его столкновения с баржей погибли 9 человек, окончательно выяснит следствие. Однако лучше подобные кораблекрушения предупредить. Мы решили выяснить, что же нужно, чтобы стать полноценным капитаном (пусть и маломерного) судна.
Шаг 1: регистрация
Прежде всего, помните — факт покупки лодки еще не означает, что вы уже вправе отправляться в плавание (так же, как и передача денег за новое авто еще не делает вас полноправным участником дорожного движения). Вам необходимо пройти определенные шаги перед тем, как вы сможете спустить лодку на воду.
С 29 июня 2005 года в соответствии с приказом № 500 «Об утверждении правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) МЧС РФ» каждый владелец маломерного судна обязан зарегистрировать его в ГИМС вне зависимости от типа судна.
Здесь самое время определить, нужно ли вам регистрировать именно вашу лодку, и разобраться, какие суда по классификации ГИМС считаются маломерными:
суда с главными двигателями мощностью менее 55 кВт (75 л.с.);
суда с подвесными моторами независимо от их мощности;
гидроциклы;
гребные лодки грузоподъемностью 100 кг и выше;
байдарки грузоподъемностью 150 кг и выше;
надувные безмоторные суда грузоподъемностью 225 кг и выше;
водные велосипеды и иные несамоходные суда.
Кстати, юридические лица также обязаны зарегистрировать судно в ГИМС вне зависимости от его грузоподъемности.
Что касается размеров государственной пошлины при регистрации маломерного судна, то они таковы:
— за государственную регистрацию, вносимую в Государственный судовой реестр, судовую книгу, — 50 рублей; за выдачу судового билета — 50 рублей;
— за государственную регистрацию катеров с мощностью главного двигателя менее 55 кВт (75 л.с.), моторных лодок с подвесным мотором мощностью свыше 10 л.с., гидроциклов — 200 рублей;
— за государственную регистрацию моторных лодок с подвесными мотором до 10 л.с., гребных лодок, байдарок, надувных безмоторных судов — 50 рублей.
Шаг 2: курсы и аттестация
Думаете, если вы все правильно зарегистрировали, то
Госпошлина за сдачу экзаменов и выдачу удостоверения на право управления маломерным судном — 400 рублей. Ближайшие сроки приема экзаменов 1 сентября, 28 сентября и 2 декабря. Правда, дату в ГИМС лучше уточнять дополнительно — проведение экзаменов возможно при комплектации группы не менее 20 человек.
Шаг 3: техосмотр
Только на этом этапе вы вправе впервые спустить судно на воду. Потому что техническое освидетельствование (техосмотр) маломерного судна проводится, как правило, на плаву. Правда, государственный инспектор по маломерным судам вправе потребовать в необходимых случаях от судовладельца создания дополнительных условий при освидетельствовании — создание крена, дифферента или подъема судна на берег.
Как правило, ежегодное техническое освидетельствование проводится до начала пользования маломерного судна в текущем году до открытия навигации.
Кстати, есть один нюанс по техосмотрам. В отличие от дорожной инспекции в ГИМС принято следующее: не эксплуатируете вы плавсредство в эту навигацию, в этот сезон — вы можете техосмотр не проходить. Некоторым это помогает не проходить техосмотр никогда. Но имейте в виду, если вас на водоеме поймали, — вас накажут.
Управа на «безбумажных»
Если вы решили отправиться в плавание, пропустив все описанные выше шаги, знайте, вам могут влепить штраф. Его, как правило, выписывают инспекторы в форме или с удостоверениями. На месте. Но оплата не наличными, а по квитанции в банке.
Штраф вам положен в случае, если у вас нет регистрации или техосмотра, бортовых номеров или отсутствуют судовые документы, регистрируется превышение грузоподъемности или пассажировместимости — все это классифицируется по статье 11.8 части 1 КоАП РФ и за это полагается штраф от 5 до 10 МРОТ (то есть от 500 до 1000 руб. на данный момент). Если у вас нет удостоверения на право управления, то соответственно от 10 до 15 МРОТ.
Вас не освобождает от ответственности даже тот факт, если мотор вы в данный момент не используете. По закону — мотор есть, значит, должны быть права.
Также инспектор, предъявив свои документы, вправе в целях предотвращения «длящегося правонарушения» задержать или временно изъять из использования объект правонарушения (в нашем случае объектом правонарушения является плавсредство) полностью или частично (обычно с моторными лодками). С чем это связано? По закону для моторных плавсредств обязательно наличие удостоверения на право управления. В некоторых инспекциях поступают так: мотор снимают под протокол (акт) и увозят на свою базу. А на веслах — катайся: нарушения закона нет.
Иногда у вас могут и целиком лодку забрать для предотвращения «длящегося правонарушения». Но лишь в одном случае: в соответствии со статьей 27.13 КоАП РФ задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации возможно только в случае управления судном судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения.
Конечно, посреди Горьковского моря вы правонарушение на месте явно не исправите (кататься не прекратите) и вам надо
Людмила МАЛЕЕВА.
Кстати
ГИМС МЧС России по Нижегородской области располагается по адресу: 603000, г. Нижний Новгород, ул. Гоголя, д. 8в
Часы работы: с 9.00 до 18.00, по пятницам — до 17.00, обед с 12.30 до 13.18; суббота, воскресенье — выходные дни.
Телефон приемной отдела ГИМС:
Телефон приемной центра ГИМС:
Совет «НН
При общении с инспекторами ГИМС надо четко понимать свои права, ни в коем случае не вестись на их угрозы. Применять силу, арестовывать вас, изымать судно или направлять его на штрафстоянку за отсутствие регистрации они не имеют права. Главное, помните — задержать вас могут только для составления
Вопрос — ответ
Какие документы может потребовать ГИМС?
Должностное лицо ГИМС может запросить документы, подтверждающие наличие регистрации судна (маломерного судна) — например, судовой билет.
Могут ли инспекторы ГИМС приказать пристать к берегу или к их лодке?
Конечно. Это нужно для того, чтобы они могли подтвердить наличие регистрации вашего судна, проверить соответствующие документы.
Могут ли конфисковать судно или изъять его?
Нет, могут лишь наложить штраф, то есть составить
Могут ли заставить поехать в инспекцию для составления протокола?
Нет, не могут. В соответствии со статьей 27.2 доставление, то есть принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте, выявления административного правонарушения, возможно только в том случае, если составление протокола является обязательным. В данном случае протокол не обязателен.
Когда протокол не обязателен?
В случае если при совершении административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол об административном правонарушении не составляется.
Однако! В соответствии со статьей 28.6 КоАП в случае, если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание либо отказывается от уплаты административного штрафа на месте совершения административного правонарушения, составляется протокол об административном правонарушении.
Может ли ГИМС потребовать оплатить штраф на месте?
Нет, штраф оплачивается через подразделения Центробанка. В протоколе или в
Штраф следует либо обжаловать в течение 10 дней, либо, дождавшись окончания этого срока, оплатить в течение 30 дней.